Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации Учалинского района Ф.Ф.Давлетгареева на совещании работников образования, 27 августа 2018 г.

1 Сентября 2018
14
0

Хәйерле көн, хөрмәтле иптәштәр, укытыусылар!

Добрый день, уважаемые участники конференции, педагоги!

            Разрешите мне приветствовать вас на очередном педагогическом совете и выразить слова искренней благодарности всем педагогам района и города за ваш нелегкий и значимый труд.

              Традиционная педагогическая конференция  в этом году совпала с временем проведения праздничных мероприятий в городе.  Вы знаете, что в минувшую субботу гостями города стали Глава республики Рустэм Закиевич Хамитов, члены республиканского правительства, в том числе министр образования республики Гульназ Радмиловна Шафикова, главы соседних районов и городов. Вклад и учителей, и детей в проведение праздника был значимым, ярким – это и выставки детского творчества, выступления наших школьников на праздничных площадках. Наши дети порадовали учалинцев, гости дали высокую оценку участию школьников и воспитанников детских садов, поэтому хочу сказать вам искреннее спасибо за это.

Уважаемые участники конференции!

Не буду подробно говорить о конкретных итогах развития отрасли, они прозвучат в отчетном докладе начальника отдела образования. Кроме того, по конкретным направлениям развития сферы образования мы неоднократно проводили рабочие совещания в течение учебного года.  Остановлюсь лишь на некоторых вопросах, один из которых – обязательства муниципалитета по укреплению материально-технической базы учреждений образования, создание необходимых условий детям для получения качественного образования. В текущем году на образовательные организации Учалинского района направлено более 960 млн рублей, что составляет 60% всей расходной части бюджета района. На эти деньги выплачивается заработная плата, осуществляется содержание и ремонт учреждений образования, приобретаются средства обучения. Сегодня в районе и городе функционируют 52 учреждения образования (в том числе детские сады и учреждения доп образования), в каждом из них ежегодно  проводятся разные виды капитального ремонта. Данные за последние 5 лет вы видите на слайде. В текущем же году ремонт проведен в 10 школах и 8 детских дошкольных учреждениях, таким образом, мы ежегодно стареемся создавать необходимые комфортные и безопасные условия для наших школьников.

Хочу сказать о выполнении еще одной задачи, которую мы с вами ставили в предыдущие годы. В Учалинском районе все школы – и городские, и сельские – подключены к скоростному интернету. Мы в числе первых реализовали его в республике в сотрудничестве с ПАО «Башинформсвязь», профинансировали проект из местного бюджета, хочу поблагодарить руководство и коллектив Учалинского центра ПАО «Башинформсвязь» за оперативное выполнение работ. Это одни из первых шагов электронного образования. Руководителям школ необходимо развивать и поддерживать инициативы педагогов и повышать технические возможности школ, чтобы работа в этом направлении стала системной.

В плане укрепления материально-технической базы в минувшем учебном году решена еще одна задача: на средства местного бюджета (250 тыс.рублей) приобретены для городских школ роботы-тренажеры для отработки навыков оказания первой помощи школьниками на уроках ОБЖ. Как показывает практика, школьники занимаются с интересом, поэтому обращаюсь к преподавателям предмета: не относитесь формально к преподаванию предмета, данное оборудование не должно простаивать. Отмечу, что планируем приобрести такое оборудование и для сельских школ.

Одним из направлений работы по созданию единого безопасного образовательного пространства является и организация работы учреждений дополнительного образования. В плане поддержки этой структуры есть определенные достижения.  Так, в прошлом году мы приступили к капитальному  ремонту Дворца творчества, сметная стоимость составляет 35,21 млн. рублей. Работы начаты в 2017 году. За счет республиканского Фонда  социальных целевых программ выполнены капитальный ремонт отопления, замена деревянных окон на ПВХ, частично  - отделочные работы в коридорах и кабинетах. Хотел бы поблагодарить руководство республики за финансовую поддержку. В текущем году мы из местного бюджета направили  4,63 млн. рублей на капитальный ремонт кровли. Работы здесь продолжаются, в настоящее время решается вопрос по ремонту фасада, актового, спортивного  залов, входной группы, фойе, плавательного бассейна. Вопрос выделения средств для завершения работ решается на уровне правительства.

Не менее  важна организация данной работы на селе, где учреждений дополнительного образования не так много. Там, где их нет, мы открываем многофункциональные культурные центры. Обращаюсь к главам сельских поселений: необходимо контролировать работу этих центров, оказывать содействие, чтобы дети были увлечены полезными делами. Сегодня мы имеем неплохие показатели в части охвата программами дополнительного образования - 89%  детей. При этом услуги организаций доступны для семей с разными доходами, потому что основная масса кружков проводится бесплатно, что актуально для малообеспеченных и многодетных семей.

Хотелось бы подвести первые итоги перехода на аутсорсинг ряда функций учреждений образования. Успешным оказался опыт передачи на аутсорсинг технического обслуживания зданий и обслуживания котельных. Мы привлекли  наши местные предприятия путем заключения прямых договоров. Никаких новых МУПов мы не создавали, а просто загрузили дополнительными направлениями работы существующие, с учетом того, что предприятия местные и есть возможность вести должный контроль за их работой. Также больше плюсов в передаче функции по подвозу учащихся на школьных автобусах, сегодня содержанием автопарка занимается специализированная организация. Есть определённые «плюсы» в передаче школьного питания. К примеру, это возможность открытия буфетов, и, как следствие, повышение вариативности питания. Тем не менее, в прошедшем учебном году наблюдали  снижение охвата горячим питанием с 95% до 61% из-за повышения стоимости обеда. Для себя понимаем, что наступающий учебный год будет определяющим. Если удастся, как минимум, стабилизировать или увеличить охват горячим питанием –система  жизнеспособна. Если упадем дальше – поставщики услуг сами уйдут с рынка. Что касается уборки, то этот опыт выхода на рыночные рельсы в нашем районе на 100% негативный. Объяснение заключается в том, что такой низкоквалифицированный труд привлек на рынок услуг множество недобросовестных предприятий, в том числе из других субъектов. На сегодняшний день ставим для себя задачу привлекать для оказания клининговых услуг местные организации.

Уважаемые участники конференции! Завершая блок материального обеспечения образования,  отмечу, что, вкладывая ежегодно серьёзные средства в данную сферу, мы вправе рассчитывать на высокую отдачу по качеству образования. Оценкой деятельности в первую очередь являются результаты ЕГЭ и  участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней. Не буду подробно останавливаться на этой теме  – об этом мы также  говорили «по горячим следам»  сразу  по завершении экзаменов  на рабочем совещании и услышим в докладе руководителя отдела образования. Отмечу, что в этом году результаты ЕГЭ улучшились. Средние баллы по отдельным предметам стали выше, уменьшилось число неудовлетворительных оценок. Медалистов стало больше, но не все они смогли подтвердить свой уровень высокими баллами, что уже настораживает и  на это  прошу обратить внимание. В целом, несмотря на ужесточение условий проведения ЕГЭ, экзамены наши школы провели без нарушений. Благодарю педагогический коллектив за организацию слаженной работы. Но (!) не внушают оптимизма, и, более того, вызывают тревогу результаты основного государственного экзамена – ОГЭ. В текущем году увеличилось количество выпускников 9 классов, показавших неудовлетворительные результаты, 21 выпускник будут проходить ГИА в сентябре. А это значит, что  эти ребята не смогли в установленные сроки даже поступить в учреждения среднего профессионального образования, даже если они пожелали получить рабочую профессию. Это очень серьезный момент  - такие низкие результаты ОГЭ,  значит,  проблема повышения качества знаний остается не просто актуальной, а является самой насущной. В качестве поручения обозначаю задачу по проведению тщательного анализа результатов ЕГЭ, с тем, что нынешним десятиклассникам предстоит через два года сдача ЕГЭ -  с такими показателями сегодня какие итоги  мы будем иметь завтра?

Что касается итогов поступления, то наблюдается тенденция ежегодного повышения количества выпускников, поступивших в вузы. Так, порядка 75 процентов (74,3%) выпускников этого года (одиннадцатиклассников) поступили в высшие учебные заведения (в 2016 – 66,5%, 2017 – 68,4%). В текущем году 134 учалинских выпускника стали студентами республиканских вузов, 251 – вузов Челябинской и Свердловской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Во многом выбор учалинцев определяет транспортная доступность соседних городов, но весомую лепту вносит и активная реклама со стороны вузов. В 2016 году в нашем районе прошел выездной Совет ректоров республиканских вузов. Адресная работа показала свой результат – в тот год более половины выпускников (57,2%) поступили в вузы нашей республики. К сожалению, такие визиты со стороны вузов все же не стали традицией, поэтому просьба к Министерству образования изучить наше пожелание - мы и в дальнейшем готовы оказывать содействие в проведении профориентационной работы вузами республики в наших школах.

В нашем районе серьезный промышленный сектор, ежегодно реализуются инвестиционный проекты, открываются новые производства и рабочие места, поэтому району необходимы специалисты технических профессий. По статистике, 53 процента выпускников этого года выбрали технические вузы, это выше среднероссийского и среднереспубликанского уровней. Из выпуска 2018 года 24,1% выпускников поступили в среднеспециальные учебные заведения, и эти ребята будут составлять костяк рабочего и инженерно-технического состава наших промышленных предприятий. Таким образом, та профориентационная работа по выбору профессии, о которой мы с вами говорим все эти годы, имеет результат.  Но показатели поступления в ссузы, как видим на слайде,  снизились, прошу обратить на это внимание. Большую задачу в этом вопросе решает наш Учалинский колледж горной промышленности, который готовит специалистов, прежде всего, для родного района.

В продолжение темы  хотел бы вкратце озвучить цифры возврата молодых специалистов в родной район. Они, к сожалению, не утешительны. Так, в 2016 и 2017 годах после учебы в мегаполисах трудоустроены в районе 123 молодых специалиста - это 10-15 процентов от общего количества выпускников. В текущем году вернулись 73 выпускника вузов и ссузов. Сегодня многие отрасли нуждаются в квалифицированных кадрах, и, если мы добились определенных результатов в выборе профессии, как я отметил выше, то по данной проблеме надо работать.  Предлагаю начать с собственной профессии – профессии учителя. Сегодня наблюдается дефицит педагогических кадров в районе. Мало выпускников выбирают делом своей жизни труд педагога, а те, кто выбирают, не возвращаются в родной район. Муниципалитет всегда поддерживает молодых педагогов. К примеру, в текущем году будут выделены 2 квартиры в г.Учалы, отремонтированы помещения для проживания в с.Сафарово. В рамках жилищных программ за последние 3 года жилищные сертификаты получили 6 молодых педагогов на общую сумму более 6 млн рублей. Вместе с тем, хотелось бы отметить о необходимости оказывать учителям государственную поддержку, аналогичную программе «Земский доктор», которая существует в системе здравоохранения. Хотелось бы попросить Вас, Гузель Рифовна, взять во внимание нашу просьбу.

Уважаемые работники образования! На нас огромная ответственность  - мы вместе отвечаем за будущее нашего района, республики. В этом году нам предстоит продолжить работу  по  всем направлениям,  обозначенным в государственной программе «Развитие образования» до 2020 года, и в новом майском  Указе Президента России № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором заложены новые  ориентиры и в развитии такой многранной и важной отрасли, как  образование.

Завершая выступление, хотел бы еще раз поблагодарить вас за труд, пожелать успехов в новом  учебном году.  Барығыҙғала ҙур рәхмәт! Яңыу уҡый йылында яңы уңыштар  теләйем! Ихтибарағыҙ өсөн зур рәхмәт!