Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации МР Учалинский район Ф.Ф.Давлетгареева на 18-м заседании IV созыва Совета МР Учалинский район 14.02.2018г. «Об итогах социально-экономического развития района, деятельности администрации в 2017 году и задачах на 2018 год»

14 Февраля 2018
36
0

ХӨРМӘТЛЕ  ДЕПУТАТТАР, УЛТЫРЫШТА  КАТНАШЫУСЫЛАР!

Һеҙҙең иғтибарға Учалы муниципаль районы Уставына ярашлы райондың социаль-экономик үҫеше, уҙған йылдың йомғаҡтары һәм 2018-се йылдың бурыстары буйынса мәғлүмәт еткерәм.

 

УВАЖАЕМЫЙ ПРЕЗИДИУМ, ДЕПУТАТЫ И ПРИГЛАШЕННЫЕ!

В соответствии с Уставом МР Учалинский район представляю ежегодный отчет о социально-экономическом развитии, итогах работы администрации за 2017 и задачах на 2018 год. По сложившейся традиции, постараюсь сконцентрированно доложить об основных достигнутых показателях жизнедеятельности района за истекший год и обозначить ряд задач для решения на год наступивший. Начну с приоритетной задачи, возложенной на органы местного самоуправления – работе об исполнении бюджета.       

За 2017 год исполнение консолидированного бюджета района по доходам составило 1767,8 млн. рублей (+12,0% к 2016 году), из них собственные налоговые и неналоговые доходы составили в этой сумме 710,4 млн.рублей (41,9% от общей суммы поступлений). Мы увеличили собственные доходы по сравнению с поступлениями 2016 года на 48,7 млн. рублей, или на 7,4%. Это на 4,2% выше динамики поступлений доходов в среднем по Республике. По объему поступлений доходов в консолидированный бюджет Башкортостана Учалинский район среди 63 муниципальных образований находится на 8 месте, на протяжении последних лет мы твердо сохраняем свои позиции в первой десятке.

В разрезе поселений за 2017 год положительная динамика поступлений достигнута по всем поселениям, кроме Уразовского. Напомню, в прошлом году с положительной динамикой отработали только 7 из 19 поселений. Собираемость по местным налогам всегда отрабатывается нами практически в ручном режиме, и по итогам 2017 года мы видим, что данная работа приносит результаты. Работа по увеличению доходной базы велась в рамках Комплексного плана мероприятий, на некоторых из них остановлюсь подробнее:

1. Увеличение поступлений в бюджет было обеспечено планомерной работой Межведомственной муниципальной комиссии.  За год рассмотрено 578 хозяйствующих субъектов, взыскана  задолженность на сумму 46,6 млн. рублей, плановые показатели комиссии, установленные Правительством республики, нами выполнены на 104,5%. Такие серьезные цифры – это результат совместной работы администрации, наших коллег с налоговой инспекции, пенсионного фонда, службы судебных приставов.

2. Продолжается работа по легализации трудовых отношений. За последние три отчетных года в правовой формат трудовых отношений ввели более 3,5 тыс. работников. В 2017 году трудоустроено 814 ранее нелегально привлеченных к работе граждан, по проценту выполнения планового показателя Учалинский район занял первую рейтинговую позицию среди всех МО республики. В данном направлении хочу отметить эффективную помощь  территориального отдела труда, центра занятости населения, Учалинской межрайонной прокуратуры. Тем не менее, для себя мы эти цифры отмечаем, прежде всего, как индикатор социальной безответственности некоторых хозяйствующих субъектов и самих граждан. Многие учалинцы продолжают обрекать себя на отсутствие пенсионного обеспечения в старости, невозможность рассчитывать на больничные выплаты, молодые люди не имеют возможности приобрести жилье при помощи ипотечного кредитования, так как не имеют официальных доходов. Таким образом, в работе по легализации трудовых отношений главная задача – обеспечение социальной защищенности наших граждан. Теперь это постоянное направление деятельности для экономического блока, прошу и в дальнейшем  совершенствовать эту работу, опережая незаконные схемы недобросовестных работодателей.   

3.   Продолжена работа в части земельного контроля за целевым использованием и выявлением собственников земельных участков. За год более 300 муниципальных проверок за год, выявлено 173 нарушения. Основной эффект данной работы заключается не только в наложении и взыскании штрафных санкций с граждан и юридических лиц, а в том, что исправленные нарушения приводят к дополнительным поступлениям арендной платы и земельного налога от оформления земельных участков.  

4. Совершенствование системы закупок ежегодно дает реальную экономию расходов. В 2017 году при начальной цене муниципальных контрактов в 319,2 млн. рублей, экономия по итогам торгов составила 75,2 млн. рублей, или 23,6%. За нарушение условий контрактов подрядчиками в виде санкций возмещено в бюджет 4,2 млн. рублей. В прошлом году на аналогичном заседании была поставлена задача доведения уровня конкурентных способов закупок до 65% (против итогов 2016 года с уровнем 41,4%). В целом задача почти выполнена – но, как и в прошлом году, усилиями администрации МР и ГП, отмечаю до сих пор высокий уровень закупок методом прямых поставок по учреждениям отдела образования, отдела культуры, ряда сельских поселений. Неконкурентные закупки не позволяют экономить бюджетные средства, кроме того это высокий риск коррупционных последствий. На этапе перевода части непрофильных функций в аутсорсинг мы допускали схемы прямых договоров, но с 2018 года надо максимально переходить на конкурентные закупки. Обращаюсь и к присутствующим руководителям (потенциальным подрядчикам) быть готовыми к конкурентной борьбе – это касается и муниципальных, и частных предприятий.

5. Приоритетной задачей остается участие в федеральных,  региональных и частных конкурсах на получение грантов.  В 2017 году по данному направлению  привлечено более 5 млн. рублей средств. Однако отмечаю, что подавляющая часть из этой суммы приходится на республиканские и муниципальные гранты, поручаю социальному блоку активнее работать именно с частными БФ и федеральными структурами. Обращаю внимание и присутствующих руководителей общественных организаций, государственная поддержка в виде субсидий будет поэтапно уменьшаться, это требования федерального центра, а значит, рассчитывать в будущем вам придется в первую очередь на собственные возможности, креатив и умение зарабатывать.

6. Наконец, по бюджетным автономным учреждениям ведется планомерное замещение бюджетных расходов внебюджетными источниками. Перед руководителями ставится задача учиться зарабатывать – расширяются перечни платных услуг, пересматриваются прейскуранты цен на платные услуги, пользующиеся спросом. Мы ведем ежемесячный мониторинг платных услуг. Отмечаю, что по ряду предприятий данная работа идет медленными темпами, а некоторые учреждения (как видим на экране) в 2017 году даже снизили уровень самообеспеченности.   

Уважаемые коллеги. Все перечисленные мероприятия и направления работы позволили нам с хорошими бюджетными показателями закрыть 2017 год (слайд 11). Бюджет района исполнен с профицитом, без долговых нагрузок. Проделанная работа по снижению расходов дала возможность полностью «закрыть» принятые расходные обязательства, увеличить выделение финансовых ресурсов на федеральные и муниципальные программы в части капитальных расходов. Задачи по финансовому и экономическому блокам всегда остаются актуальными, наша эффективная работа в этом направлении – это залог исполнения всех социальных обязательств муниципалитета.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР

Предприятиями района было отгружено товаров, работ, услуг на 32 376 млн. рублей (+5,5% к 2016 году). Индекс промышленного производства составил уровень 100,2%, по факту мы получили индекс выше базисного прогноза. Стабильную работу и позитивную статистику в экономике обеспечивают наши промышленные предприятия, первая «десятка» по объемам производства продукции и темпам роста выручки представлена на слайде.

Цифры свидетельствуют о том, что в 2017 году промышленность дала неплохой «рывок», но  ускорение темпов обеспечивают из года в год одни и те же перечисленные предприятия. Ряд других идут по инерционному сценарию развития с низкой инвестиционной активностью. Задача экономического блока администрации и руководства предприятий – использовать существующие механизмы поддержки бизнеса. Большое количество таких институтов, республиканский Фонд развития и поддержки малого предпринимательства сейчас возглавляет наш земляк – всю эту информацию я представляю для руководителей промышленных предприятий. У нас за последние годы было открыто немало производств, но ни один из проектов мы не включили в перечень приоритетных по республике, а данный статус дает преференции инвестору в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, предоставление в аренду земельных участков без торгов. Вся информация есть в нашем экономическом блоке, именно в этом вижу резервы для наших новых инвестиционных проектов.

В плане муниципальной поддержки озвучу, что мы используем все возможные механизмы поддержки предпринимателей в рамках наших полномочий. В 2017 году на поддержку малого и среднего бизнеса направили почти 26,0 млн. рублей, таких серьёзных сумм нашим муниципалитетом еще не выделялось (произошло это благодаря федеральным средствам в рамках работы с Фондом развития моногородов). Финансовую поддержку в виде субсидий получили 30 хозяйствующих субъектов, мы ожидаем социальную отдачу от получателей субсидий в виде создания новых и сохранения действующих рабочих мест. В частности серьёзную поддержку получили предприятия ООО «Учалинский хлебзавод» и ООО «Учалинский квас», чью низкую инвестиционную активность я отмечал в прошлом году. По ООО «Учалинский хлебзавод» видим уже обратную отдачу со стороны учредителя в виде вложенных и планируемых инвестиций, рассчитываем на аналогичную активность и со стороны «Учалинского кваса». Получили финансовую поддержку молодые начинающие предприниматели, приоритет оказывался тем, чей бизнес социально ориентирован, направлен на организацию мероприятий с детьми из малообеспеченных семей или находящихся в трудной жизненной ситуации, кто создает рабочие места для инвалидов. Такие субъекты малого и среднего бизнеса и в дальнейшем будут поддерживаться в первоочередном порядке.

 Кратко доложу о деятельности муниципальных предприятий и акционерных обществ, учредителями которых является район. Шесть лет назад мы провели первое заседание балансовой комиссии и, проанализировав деятельность наших подведомственных предприятий, взяли курс на сокращение их количества и повышения эффективности работы. По итогам 2017 года оставшиеся после объединений и реорганизаций 7 унитарных предприятий дают объем производства на треть больше, чем шесть лет назад давали 14 предприятий (ряд из которых были просто заведомо убыточными). Производительность труда работников муниципальных предприятий выросла в 2,3 раза. Тем не менее, беспокоит сохраняющийся большой разрыв со средней заработной платой по району. В ноябре 2017 года было принято новое Положение об оплате труда руководителей  МУПов: заработная плата руководителя напрямую зависит от средней заработной платы рабочего персонала и выполнения ряда ключевых показателей и поручений (все прозрачно и жестко). Это же положение будет применено и к руководителям наших акционерных обществ.

Инвестиции

По предварительным данным, объем инвестиционных вложений крупных и средних организаций за 2017 год составил 3 860,3 млн. рублей,  ожидаемая динамика 145%. Прирост хороший, но его обеспечивает в основном наше градообразующее предприятие. В 2017 году доля АО «УГОК» в совокупном объеме инвестиций составила 75%, в 2016 была еще выше – 79%.

Актуальной задачей здесь является полный учет капитальных вложений всех наших средних и крупных предприятий. Кроме того, по данному направлению мы начали работу по привлечению средств ФРМ на строительство канализационных сетей для ООО МЗ «РИВС». Предприятие реализует проект, связанный с техническим перевооружением и созданием исследовательского центра. Вся необходимая работа с фондом проведена, возникли объективные обстоятельства, направление заявки приостановлено до момента решения вопросов имущественного и наследственного характера между акционерами предприятия. Рассчитываем, что в 2018 году и предприятие продолжит свои вложения, и мы, соответственно, сможем поддержать его в части строительства инфраструктуры за счет ФРМ. 

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЗАНЯТОСТЬ являются основными индикаторами экономической активности хозяйствующих субъектов. Все основные показатели приведены, отмечаю увеличение числа рабочих мест на крупных и средних предприятиях, снижение уровня безработицы. За 2017 год был трудоустроен 791 ранее безработный гражданин. Количество официальных вакансий по центру занятости в последние годы стабильно превышает количество официальных безработных.

Уровень среднемесячной заработной платы за 11 месяцев 2017 года составил более 33,0 тыс. рублей, +9,9% к соответствующему периоду 2016 года. Первая десятка наших предприятий по уровню оплаты труда и динамике роста средней заработной платы представлена, это оперативные цифры по году от самих предприятий, официальная статистика, уверен, не сильно будет отличаться. Обращаю внимание присутствующих руководителей на изменения в федеральном законодательстве. Это те минимумы в размерах оплаты труда, которые установлены и будут контролироваться надзорными государственными органами. Со своей стороны прошу руководителей включить в Планы развития своих предприятий мероприятия по увеличению уровня заработной платы работников, в темпах не ниже темпов роста МРОТ. Ежеквартально мы проводим мониторинг уровня средней заработной платы в разрезе предприятий, будем держать этот вопрос на контроле в текущем году. 

СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Традиционно начну данный блок с показателе?