Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации МР Учалинский район Ф.Ф.Давлетгареева на 5-м заседании IV созыва Совета МР Учалинский район 14.02.2017г. «Об итогах социально-экономического развития МР Учалинский район, деятельности администрации в 2016 году и задачах на 2017

13 Июня 2017
39
0

ХӨРМӘТЛЕ  ДЕПУТАТТАР, УЛТЫРЫШТА  КАТНАШЫУСЫЛАР!

Һеҙҙең иғтибарға Учалы муниципаль районы Уставына ярашлы райондың социаль-экономик үҫеше, уҙған йылдың йомғаҡтары һәм 2017-се йылдың бурыстары буйынса мәғлүмәт еткерәм.

 

УВАЖАЕМЫЙ ПРЕЗИДИУМ, ДЕПУТАТЫ И ПРИГЛАШЕННЫЕ!

В соответствии с Уставом муниципального района Учалинский район представляю ежегодный отчет о социально-экономическом развитии района, итогах работы администрации за 2016 год и задачах на 2017 год.

Традиционно итоговые цифры и показатели в разрезе отраслей представлены депутатам в демонстрационном материале, поэтому сжато остановлюсь на итоговых результатах и определю актуальные задачи на 2017 год. Начну с приоритетной задачи, возложенной на органы местного самоуправления – информации об исполнении бюджета.       

 За 2016 год исполнение консолидированного бюджета района по доходам составило 1577,9 млн. рублей или 112,4% к 2015 году, из них налоговые и неналоговые доходы составили 661,7 млн. руб., или 41,9% в общей сумме поступлений, увеличившись по сравнению с поступлениями 2015 года на 67,0 млн. рублей, или на 11,3%. Это соответствует динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан  – 111,4%.

В разрезе поселений картина сложилась следующая. 

Семь поселений демонстрируют положительный темп роста – это, в порядке убывания, Ильчинский, Уразовский СП, ГП город Учалы, Имангуловский, Учалинский, Буйдинский, Ильчигуловский СП. По остальным поселениям идет снижение поступлений.  На динамику поступлений повлияли различные объективные и субъективные факторы. Коллеги, буквально в начале текущего месяца мы провели встречу с аппаратами сельских и городского поселений, где был проведен обстоятельный анализ по всем направлениям работы, и в первую очередь, по исполнению бюджета, были даны конкретные поручения, итоги исполнения которых руководителями поселений будем заслушивать по итогам первого полугодия текущего года.  

Работа по увеличению доходной базы в 2016 году продолжалась в рамках Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района. Основные мероприятия плана были направлены на изыскание резервов и дополнительные источники. Доложу о некоторых из них.  

1. Ежемесячно проводился мониторинг расчетов с бюджетом крупных налогоплательщиков. Взаимодействие с первой двадцаткой крупных предприятий и организаций района позволяет своевременно выявлять причины отклонений прогнозных показателей и способствует выработке решений по улучшению ситуации.

2.  Нам удалось минимизировать потери в виде уменьшения налогооблагаемой базы за счет оспаривания крупными недропользователями кадастровой стоимости арендуемых земель и ставок аренды. Как вы помните, эту задачу мы ставили для себя год назад на аналогичном заседании. Учитывая опыт 2015 года, в течение всего 2016-го года мы принимали участие и занимали жесткую позицию на заседаниях комиссии при Управлении Росреестра по РБ по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов. Участвовали во всех судебных заседаниях, оспаривая неосновательное снижение кадастровой стоимости, в  результате удалось предотвратить потери на общую сумму 36,8 млн. рублей. С положительной стороны отмечаю квалифицированную работу по данному направлению ответственных служб, в первую очередь юридического отдела.

3. Увеличение поступлений в бюджет также обеспечено планомерной работой Межведомственной муниципальной комиссии.  За 2016 год проведено 17 заседаний комиссии, рассмотрено 954 хозяйствующих субъектов. По итогам работы данной комиссии за 2016 год взыскана задолженность по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет на сумму 40,4 млн. рублей. Отмечаю эффективное межведомственное взаимодействие по данному направлению, организованное экономическим блоком администрации и благодарю всех руководителей, членов муниципальной комиссии: руководителей межрайонной налоговой инспекции, отдела службы судебных приставов, отделения ПФ, других членов комиссии.      

4.  Проводится необходимая работа по легализации трудовых отношений. В результате  рост официально занятого населения за три года составил 2150 человек, из них только за 2016 год – 1321 человек. Проведенная работа не только увеличила доходы бюджета, но самое главное – позволила этим гражданам обрести социальную защищенность. Серьёзную помощь в работе по легализации нашей муниципальной комиссии оказывает учалинская межрайонная прокуратура, эффективность рейдов с участием надзорного органа на порядок выше. Резервов в данном направлении предостаточно, ставлю задачу экономическому блоку более точечно отрабатывать в отношении злостных нарушителей законодательства. В целом по итогам 2016 года Учалинский район занял 7 место в республике в части процента выполнения плана легализации трудовых отношений среди 63 муниципалитетов.      

5.  Продолжена работа в части земельного контроля за целевым использованием земель и выявления собственников земельных участков в целях привлечения их к налогообложению.  За 2016 год проведено 375 проверок муниципального земельного контроля, выявлено 208 нарушений, составлено 139 административных протоколов, наложено административных штрафов на сумму 635,0 тыс. рублей, устранено 118  ранее выявленных нарушений. Работа нашего муниципального земельного контроля – в первой пятерке лучших в республике.

6. Совершенствование системы закупок ежегодно дает реальную экономию расходов. В 2016 году через процедуры закупки объявлены торги на приобретение товаров, работ и услуг на сумму 244,2 млн. рублей. Заключено контрактов на сумму 185,1 млн. рублей. Экономия по итогам торгов составила 59,1 млн. рублей, или 24,2%. Тем не менее, отмечаю до сих пор высокий уровень закупок методом прямых поставок по нашим учреждениям отдела образования, отдела культуры, поселениям. Этот метод, коллеги, понятно проще, быстрее для вас, но не позволяет нам экономить бюджетные средства, не говоря уже о возможных коррупционных возможностях. Печальнее всего картина в отделах образования и культуры, где только каждая пятая закупка осуществляется конкурентным способом. Задача на 2017 год – доля конкурентных торгов должна быть не менее 65%.

  7. Одним из способов привлечения дополнительных финансовых средств в район стал метод инициативного бюджетирования в рамках Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка. Всего за последние три года нами реализовано 50 проектов, в том числе в 2016 году реализовано 7 проектов на сумму 11,5 млн. рублей. Свои позиции по данному направлению привлечения финансовых средств в 2016 году мы объективно ослабили в сравнении с 2014-2015 годами, в текущем году ставлю задачу активизировать работу всем без исключения поселениям, обеспечить качественную подготовку конкурсных материалов.

8.   Участие в грантовых конкурсах. За период с 2013-2016 годы муниципалитетом направлены 87 заявок на участие  в 45 конкурсах. За 3 года привлечено более 12 млн. рублей дополнительных финансовых средств, в том числе  в 2016 г. – 6,115 млн. рублей. Неплохие показатели, но и есть и серьезные недоработки. Чего стоит только тот факт, что в конце декабре наш район не попал в число победителей партийного проекта «Единой России» по поддержке «Местных домов культуры». Не попал из-за субъективных причин, а если называть вещи своими именами, из-за того, что ответственные лица не отработали с профильным министерством в установленные сроки. Хочу предупредить, что повторение таких фактов в будущем будет приводить к немедленным кадровым решениям в отношении должностных лиц муниципалитета.

 Перечисленные мероприятия и направления работы позволили нам с хорошими бюджетными показателями закрыть 2016 год. Для информации сообщу, что по общему объему поступлений доходов с территории в консолидированный бюджет Республики Башкортостан Учалинский район среди всех 63 муниципальных образований Республики находится третий год подряд на 7 месте. Выше нас только 5 городских округов: Уфа, Салават, Стерлитамак, Октябрьский, Нефтекамск и Уфимский район. Задачи по финансовому и экономическому блокам понятны, наша эффективная работа с бюджетом – это залог исполнения всех социальных обязательств муниципалитета.

 

ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР И ИНВЕСТИЦИИ

Анализируя работу промышленного сектора, необходимо отметить, что Учалинский район работал в рамках общероссийских тенденций замедления промышленного производства. Предприятия и организации района в 2016 году отгрузили товары, работы, услуги на сумму 30 925 млн. руб. (93,3% к уровню прошлого года).  Индекс промышленного производства с начала года составил 89,4%, один из самых низких показателей по республике, но для нас индекс был ожидаемым, более того, подводя итоги 2015 года мы отмечали, что в 2016 году он прогнозируется на уровне 87,6%. По факту вышло на 1,8% процентных пункта больше. Причина также ясна – это обеднение руды и уход на более глубокие горизонты добычи нашим градообразующим предприятием Учалинским ГОКом. Валовый объем добычи руды на стабильном уровне, но индекс физического объёма снижается вследствие уменьшения процента извлечения полезных металлов. 

В общей структуре промышленного производства снижение наблюдается только в добывающей отрасли, в обрабатывающей сфере нам удалось сохранить положительные темпы производства, в том числе за счет мероприятий, предусмотренных Планом  по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Таким образом, более чем на 20% увеличили объемы промышленного производства ОА «Уральские камни» и Машзавод «РИВС». Напротив, более чем на 10% снизили производство такие предприятия как:  филиал «Завода Лоджикруф», «Учалинский гранит», «Учалинский хлебозавод». Соответственно именно по этим субъектам хозяйствования в 2017 году нам необходимо проработать ряд мероприятий, направленных на обеспечение их устойчивого развития.

Все понимаем, что наше благосостояние зависит от инвестиционной составляющей. Вместе с инвестициями приходят новые рабочие места, вовлекаются в оборот имеющиеся ресурсы, поступают в бюджет дополнительные налоги. 2016 год в плане инвестиционного развития был также результативным. К финишу подошла реализация проекта АО «Уральские камни» по строительству камнераспиловочного завода с созданием 63 новых рабочих мест, и увеличением объемов производства по предприятию более чем на 60%. 2016 год также стал отправной точкой для реализации очередного этапа инвестиционного проекта по созданию «Центра экспериментальных исследований обогащения металлических руд» на производственной базе ООО МЗ «РИВС». По завершению проекта к 2020 году предприятие создаст около 70 новых высокотехнологичных рабочих мест. Проект очень важен для района, так как применяемые технологии, специфика производства привлекательна именно для молодых инженеров, технологов и рабочих. По данному проекту в 2017 году предстоит серьезно поработать, необходимо строительство  инженерной инфраструктуры  водоотведения для предприятия. Главная наша задача – это отработать по всем каналам, чтобы привлечь необходимые для строительства средства из Фонда развития моногородов.

По предварительным данным объем инвестиционных вложений крупных и средних организаций Учалинского района за 2016 год составил 2552,2 млн. рублей (или 98,3% к 2015 году). Подавляющая часть этих средств приходится на градообразующее предприятие и ряд других промышленных предприятий города. Инвестиционная активность в районе очень низкая, и сегодня единственными инвесторами из района, отражающимися в статистической отчетности является АО НПФ «Башкирская золотодобывающая компания», ООО «СДК» и ООО «Агрофирма Байрамгул». В данном направлении экономическому, сельскохозяйственному блоку совместно с Комитетом по управлению собственностью необходимо разработать в рамках нашего Плана по устойчивому функционированию экономики ряд мероприятий, направленных на вовлечение имеющихся ресурсов в экономический оборот, нацеленных именно на привлечение новых инвесторов. С негативной стороны отмечу, что давно не наблюдаем инвестиционный активности нашего маслозавода, сейчас это предприятие называется «Учалинский квас». Молоко отдаем на сторону, теряя добавочную стоимость и уменьшая поголовье КРС, хотя у предприятия есть база, у района – сырье, государство осуществляет необходимую поддержку. То же самое можно сказать и по другим производителям пищевых продуктов, доживающих на мощностях советского наследия.

О необходимости улучшения экономической ситуации в районе сигнализируют не только показатели по инвестициям. Индикаторами являются также уровень официальной занятости населения, уровень доходов, как населения, так и бюджетов, присутствие субъектов малого бизнеса. И это при том, что вся ресурсная база и потенциал, либо нелегализованная деятельность находится именно в пределах района. Здесь необходим комплексный подход и наша задача в 2017 году в ходе разработки Стратегии развития Учалинского района, проработать все возможные направления для развития.

 

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ЗАНЯТОСТЬ

Численность  экономически активного населения в целом составляет более 28,5 тысяч человек, из них в крупных и средних предприятиях занято более 14,5 тысяч человек. Положительный эффект на ситуацию на рынке труда оказало создание новых рабочих мест. В 2016 году за счет расширения и модернизации действующих предприятий, увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства создано 1090 новых рабочих мест. Численность официально зарегистрированных безработных граждан по сравнению с прошлым годом сократилась на 5% и на сегодня составляет 520 человек. Уровень безработицы снизили до 1,37%, в 2015 году показатель составлял 1,46%. С начала года трудоустроено 937 человек. При этом отмечу, что количество только официальных вакансий по центру занятости в последние годы стабильно превышает количество официальных безработных.

Уровень среднемесячной заработной платы за 11 месяцев 2016 года составил 27978,1 рублей или 110,3% к соответствующему периоду 2015 года (25369,8 рублей). Самый высокий уровень заработной платы достигнут в добывающей отрасли (41013,3 рублей). В обрабатывающем производстве средняя зарплата составила 27682,7 рублей. Самым низким уровень зарплаты остается  в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 15662,2 рублей. Неплохой темп роста мы наблюдаем в агропромышленном комплексе – по итогам 11 месяцев 2016 года уровень зарплаты составил 18147,8 рублей с темпом роста в 19,5% к АППГ, здесь в большей степени заслуга АФ «Байрамгул». Предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы, не зафиксировано.

Не могу не отметить недостаточно эффективную работу наших муниципальных предприятий и акционерных обществ муниципальной собственности. Из года в год темпы роста основных показателей, таких как объемы производимый продукции, рентабельность, уровень средней заработной платы рабочего персонала (подчёркиваю, не руководящего состава, а рабочего персонала) существенно ниже, чем в среднем по району. Ряд предприятий даже допустили снижения темпов ряда показателей по итогам 2016 года. Завтра мы будем проводить балансовую комиссию работы наших предприятий по итогам года, прошу руководителей подготовить четкие и внятные объяснения по всем негативным моментам.           

 

СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

За 2016 год введено в эксплуатацию  34035,5 кв. метров жилья. Но подавляющая часть сданного жилья – это ИЖС. Поручаю строительному блоку активизировать работу и держать на постоянном контроле вопросы своевременной сдачи МКД, совместно с главой ГП контролировать выдачу и продление сроков разрешительной документации на строительство и реконструкцию всех без исключения строительных объектов на территории города и района. Несмотря на то, что еще 3-4 года назад мы строили почти на 10 тыс. кв.м. меньше говорить, об эффективной работе строительного комплекса еще рано. На примере наших крупных строительств (в том числе детских садов) мы видим, что местных строителей, готовых участвовать в аукционах согласно ФЗ-44, готовых обеспечивать крупный задаток – в районе нет. Отсюда и наши проблемы со сроками сдачи объектов в условиях, когда приходится работать с иногородними строителями.  

В районе реализуется большое количество федеральных и республиканских программ, ориентированных на улучшение жилищных условий нашего населения. Мы  детально, коллеги,  обсуждали эту тему на совещании с активом поселений. Обращаю внимание глав поселений на необходимость максимального информирования населения и оказания помощи в подготовке и предоставлении документов. С поселений, где по итогам 2017 года не будет ни заявок, ни участников по комплексу программ, спрос будет персональный.     

В минувшем году в строительной сфере нам удалось реализовать долгожданный проект – подать газ в северную часть района. Без преувеличения, это событие можно назвать историческим для района и нужным с точки зрения повышения качества жизни наших сельчан. Строительство газопровода – это реальный результат  реализации Соглашения, подписанного руководством  нашей республики и компании «Газпром» в части газификации  территорий республики. Огромные средства были вложены в реализацию проекта как со стороны Республики Башкортостан,  так и со стороны «Газпрома». Новый газопровод позволит подвести газ в 4 населенных пункта с охватом 1300 домовладений, в  социальные учреждения этих деревень, а также обеспечить газификацией промышленные предприятия северной части района.

Отдельно хотел бы сказать о загрузке сетей – сегодня около 30%, это низкий показатель, здесь также необходима разъяснительная работа. Обращаюсь и к главам поселений, и к руководству филиала «Газпром-газораспределение» в нашем районе. Надо доводить до населения механизмы проведения газификации и получения рассрочки для приобретения внутридомового газового оборудования,  и самое главное своевременно обеспечивать подключение домовладений и других объектов при условии технической готовности. А неоднократные сигналы о длительности исполнения у нас есть и от жителей, и от предприятий. Прошу обратить на это внимание руководителя предприятия.  От процента газификации этих 4 населенных пунктов зависит продвижение второй  очереди магистрального газопровода – в будущем так же за счет инвестиций «Газпрома» планируется проектирование и строительство магистрального газопровода на оставшейся части территории района – ветки с.Мансурово - с.Курамино с охватом еще 8 населенных пунктов.

Не буду перечислять все объекты в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения, на которых проводились капитальные и текущие ремонты. В течение всего календарного года информация по ним полно отражалась на нашем сайте,  в печатных и телевизионных СМИ, кратко данная информация представлена сегодня и на экране. Из самых заметных событий 2016 года отмечу:

-  завершение реконструкции Парка культуры и отдыха в городе Учалы;

- завершение ремонта детского сада в селе Ильчино;

- капитальный ремонт девятого детского сада, выполненный за счет благотворительной помощи ФСЦП РБ;

- открытие в д.Рафиково первого в республике модульного фельдшерско-акушерского пункта;

- открытие после реконструкции Уразовской врачебной амбулатории,

- капитальный ремонт библиотеки в старой части города Учалы.

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится у нас на постоянном контроле, так как ее проблемы затрагивают интересы многих жителей, а потому всегда актуальны. Для подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период ежегодно направляются значительные бюджетные средства и средства самих предприятий. В течение отчетного года на территории района не допущено аварийных ситуаций, повлекших длительное отключение коммуникаций для населения и соц. объектов. 

Одно из основных направлений в работе отрасли - капитальный ремонт многоквартирных домов. В 2016 году отремонтировали 19 домов, общей площадью 72,9 тыс. кв.м., при этом по 15 МКД конкурс «Регионального оператора» выиграли учалинские строители. Еще несколько лет назад ситуация в городе была диаметрально противоположной. Так, в 2011 году учалинское предприятие СМУ было единственным местным подрядчиком в данной программе, таким образом, из 10 МКД только по одному дому работы провело местное предприятие. Все остальные дома ремонтировались подрядчиками, зарегистрированными вне пределов нашего района. В 2017 году планируем отремонтировать 29 МКД, по 28 из них  конкурс выиграли учалинские подрядчики. Объёмы капитальных ремонтов МКД напрямую зависят от сборов в республиканский «Региональный оператор». В прошлом году показатель равнялся 84%, была поставлена задача увеличить сборы до 90%. Эта задача выполнена – по итогам года среди районов и городов РБ мы на 6 месте с показателем 90,3% (это информация с сайта РО). Тем не менее, эту комплексную задачу – увеличение сборов за ЖКУ и за капитальный ремонт – акцентирую перед главами ГП и СП.

В рамках программы «Энергосбережение и повышени