Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации Ф.Ф.Давлетгареева на VI Съезде муниципальных образований Республики Башкортостан, 9 декабря 2016 г.

9 Декабря 2016
3
0

Уважаемый Рустэм Закиевич!

Уважаемые гости, участники Съезда!

Приоритетом в деятельности руководителя любого муниципалитета является вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Поэтому начну с главной задачи, возложенной на нас  – информации об исполнении бюджета.

Доходная база консолидированного бюджета района в последние годы характеризовалась устойчивой динамикой роста поступления собственных налоговых и неналоговых доходов. Однако в 2015 году в связи с изменением законодательства и оспариванием крупным налогоплательщиком (АО «УГОК») в судах кадастровой стоимости арендуемых земель и ставок аренды за прошедшие годы исполнение бюджета по доходам проходило очень напряженно. Согласно вступивших в законную силу решений суда потери бюджета составили 76,5 млн. рублей, это почти 12% от всех собственных доходов бюджета 2014 год. Впервые за последние ряд лет собственные доходы в 2015 году уменьшились и составили 92,7% к уровню предыдущего года. Поэтому первоочередная задача, которая стояла перед органами местного самоуправления нашего района на 2016 год – не допустить дальнейшего снижения налоговой базы и нового выпадения доходов. В целом нам удалось ее выполнить, что соответственно позволило подтянуть и долю собственных доходов в общей структуре доходов муниципального района.

Данная работа ведется по разным направлениям, постоянно изыскиваются резервы и дополнительные источники. Доложу о некоторых из них.  

1.    Ежемесячно проводится мониторинг расчетов с бюджетом крупных налогоплательщиков. Такое постоянное взаимодействие с первой двадцаткой крупных предприятий и организаций района позволяет своевременно выявлять причины отклонений прогнозных показателей и способствует выработке решений по улучшению ситуации.

2.    Благодаря проведенной правительством республики в 2015 году государственной оценке земель населенных пунктов, нам удалось минимизировать потери в виде уменьшения налогооблагаемой базы за счет оспаривания крупными недропользователями кадастровой стоимости арендуемых земель и ставок аренды. В течение всего года мы принимали участие и занимали жесткую и активную позицию во всех без исключения заседаниях комиссии при Управлении Росреестра по РБ по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов. Участвовали в общей сложности в более чем 20 судебных заседаниях, используя имеющиеся законодательные инструменты для защиты от необоснованного снижения кадастровой стоимости земли.  В результате нам удалось предотвратить потери на общую сумму - 36,8 млн. рублей.

3.    Третий блок – это работа Межведомственной муниципальной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала.  В целом итог работы комиссии следующий: в период с 2013 года по настоящее время состоялось 54 заседания, заслушано более 2,5 тысяч хозяйствующих субъектов, взыскана задолженность в объеме более  75 млн. рублей (75669 тыс. рублей),  в том числе по итогам 10 месяцев текущего года -  28 млн. рублей (27919 тыс. руб.).

4.    Легализация трудовых отношений отразилась на численности занятого населения – рост за три года составил 2150 человек. Проведенная работа не только увеличила доходы бюджета, но самое главное – позволила этим гражданам обрести социальную защищенность.

5. Следующее направление – исполнение полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. Сектор муниципального  земельного контроля в период с 2012 года по настоящее время провел около 850 проверок, выявлено 388 нарушений земельного законодательства, наложено административных штрафов на сумму 1221 тысяч рублей. В результате проведенной работы  по данному направлению в бюджет района ежегодно (с 2013 года) дополнительно начали поступать платежи за землю в размере более 1 млн. рублей.

6.   Еще одно направление - совершенствование системы закупок. В этой сфере создан уполномоченный орган, (МКУ «Управление закупками»), которое   проводит конкурсные торги для 94 муниципальных учреждений. За 9 месяцев текущего года приобретено товаров, работ и услуг на сумму 332,5 млн. рублей. Экономия по итогам торгов составила 60 млн. рублей (59,4 млн. рублей) с уровнем снижения стартовых цен 17,9%.

7.   Мы понимаем, что для укрепления экономической основы района «все законные средства хороши». Для нас еще одним из способов решения этой задачи стал метод инициативного бюджетирования. Проекты инициативного бюджетирования в муниципальном районе Учалинский район стартовали  в 2014 году в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка.

Всего за 2014-2015 годы в Учалинском районе реализовано 43 проекта. По итогам двух лет в реализации проектов приняли участие  29 сельских населенных пунктов и город Учалы,  количество благополучателей – более 50 тысяч жителей района.

Благодаря выделению средств из республиканского и местного бюджетов, вкладу бизнеса, и, самое главное, активному участию населения нашего муниципалитета всего за два года на проекты учалинцев было направлено более 42 миллионов рублей.  

Хочу поблагодарить руководство республики за предоставленную финансовую помощь из бюджета республики, а консультантов Всемирного банка – за четкий алгоритм действий, которому нас научили.  

8.    Еще одно направление работы по привлечению дополнительных финансовых средств в район -  участие в грантовых конкурсах. За последние два года муниципалитетом направлены заявки на участие в 39 республиканских и федеральных конкурсах. Победителями удалось  стать в 17 конкурсах, показатель эффективности порядка 44%. В общей сложности привлечено более 9 млн. рублей дополнительных финансовых средств. Области полученных грантов разнообразны. Так, Учалинская добровольная пожарная команда стала победителем в конкурсе МЧС России и обладателем гранта в 400 тысяч рублей. Проект по созданию мастерской ковроткачества для библиотеки села Ахуново вошел в число победителей всероссийского конкурса «Культурная мозаика» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и удостоен гранта в размере 457 тысяч рублей. В федеральном конкурсе Фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» социальный приют села Учалы получил грант в 900 тысяч рублей на приобретение детской игровой площадки. Эти проекты стали единственными победителями среди городов и районов республики. Это направление (максимальное участие в грантах федеральных и республиканских министерств, общественных фондов и организаций) показало для нас свою эффективность, и мы будем развивать его и в дальнейшем. 

В завершение выступления хотелось бы коротко остановиться на таком важном для органов местного самоуправления полномочии, как обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Учалинский район территориально один из самых крупных в республике, расположен не компактно, а вытянут с севера на юг, что не позволяет охватить всю территорию по времени прибытия в течение 20 минут к месту пожара первого подразделения из города Учалы, где расположена федеральная пожарная часть.  Для решения данной проблемы в районе создана некоммерческая организация - «Добровольная пожарная команда Учалинского района». 

Учреждение зарегистрировано в Минюсте, в пяти крупных селах действуют посты с круглосуточным дежурством, в четырех  - с дежурством на дому, всего в штате ДПК  36 человек. В распоряжении добровольцев имеется девять пожарных автомашин. В селе Ильчигулово (это самое отдаленное сельское поселение – 75 км от города) за счет средств районного бюджета в размере 800 тысяч рублей построено новое пожарное депо. 

ДПК в нашем районе оказывает широкий спектр платных услуг, на которые мы получили соответствующие лицензии, что позволяет выигрывать организации тендеры на аукционах. Это монтаж и техническое обслуживание пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, обучение пожарно-техническому минимуму и другие виды деятельности. В текущем году получена еще одна лицензия – четыре добровольца прошли обучение водолазному делу. Таким образом, помимо основной цели (обеспечение первичных мер пожарной безопасности в СП), такие принимаемые меры по совершенствованию деятельности ДПК позволяют из года в год существенно снизить бюджетную субсидию на содержание организации.

Уважаемые коллеги! Таков вкратце опыт использования основных инструментов исполнения бюджета района, и в целом укрепления экономики района.  Понятно, что «америки мы не открыли», но, уверен, какие то моменты каждый из коллег будет использовать в своей работе. В дальнейшем намерены также использовать все имеющиеся механизмы, изыскивать новые резервы для дальнейшего развития территории, в том числе, с учетом опыта наших коллег – администраций районов и городов республики.

В качестве ключевых предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления позвольте озвучить следующее:

1. Для более эффективной работы муниципалитетов было бы правильным пересмотреть схему предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий в зависимости от налогового вклада муниципального образования в бюджетную систему. Это мотивировало бы муниципалитеты на более эффективную работу, а налогоплательщиков, наших обычных жителей – на заинтересованность в уплате налогов.  

2. Сегодня обсуждаются вопросы укрупнения муниципальных образований поселенческого уровня за счет их объединения. Соответствующие преобразования считаю необходимым проводить, проводить исключительно с учетом всех региональных и муниципальных особенностей. В Учалинском районе почти половина жителей  (а это 35 тысяч человек) - проживает  в сельской территории, занимаются сельским хозяйством. Мы уже имеем не очень удачный опыт, когда в 2008 году муниципальная реформа определения границ сельских поселений было проведена без учета плотности населения и территорий поселений. Приведу пример:  в результате реформы пять поселений были объединены в одно  -  Миндякское сельское поселение, в состав которого вошли  10  населенных пунктов с населением почти 5 тысяч человек. При этом в районе остались два поселения, состоящие всего из одного населенного пункта – Кирябинское и Буйдинское, где количество населения соответственно в десять и шесть раз меньше - 470 и 870 человек. Такое неравномерное территориальное деление сказывается на степени нагрузки на органы местного самоуправления, финансовой обеспеченности, на доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг и, как результат, на качестве жизни наших людей.

 

Спасибо за внимание.