Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации Ф.Ф.Давлетгареева на 41-м заседании Совета МР Учалинский район 19.02.2016 г. «Об итогах социально-экономического развития МР Учалинский район, деятельности администрации в 2015 году и задачах на 2016 год»

20 Февраля 2016
27
0
Скачать (загружено 0 раз)

Хөрмәтле  депутаттар, ултырышта  ҡатнашыусылар!

Һеҙҙең иғтибарға Учалы муниципаль районы Уставына ярашлы райондың социаль-экономик үҫеше, уҙған йылдың  йомғаҡтары  һәм  2016 -һы  йылдың  бурыстары  буйынса мәғлүмәт еткерәм.

 

Уважаемый  президиум,  депутаты  и  приглашенные!

В соответствии с Уставом муниципального района Учалинский  район представляю ежегодный отчет о социально-экономическом развитии района, итогах работы администрации за 2015 год и задачах на 2016 год.

В отчетном году администрация района решала вопросы социально-экономического развития муниципалитета в рамках жесткого исполнения мероприятий, предусмотренных Планом оптимизации бюджетных расходов, а также Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, социальной стабильности и выполнения параметров прогноза социально-экономического развития.

Основными общественно значимыми мероприятиями 2015 года, безусловно, стали мероприятия в честь 70-летия Великой Победы, празднование 85-летия создания района, проведение Года Литературы и выборов депутатов Советов сельских поселений.

Уважаемые депутаты и приглашенные! Подробно итоговые цифры и показатели в разрезе отраслей представлены вам в информационном бюллетене. Кроме того, отчет будет сопровождаться графическим демонстрационным материалом, поэтому свой доклад я постараюсь не перегружать количественными показателями, а сжато остановлюсь на итоговых результатах и определю актуальные задачи на 2016 год. При этом считаю должным озвучить видение задач, ориентируясь на состоявшееся в конце прошлого года шестое Послание Главы Республики Башкортостан к Госсобранию-Курултаю Республики. В Послании обозначены векторы развития на ближайшую перспективу  -  это повышение устойчивости финансовой системы, модернизация промышленности, выполнение социальных обязательств, и в конечном итоге, недопущение падения качества жизни людей. Стратегию развития нашего района будем также рассматривать в свете требований, которые ставятся руководством страны и республики.

Начну, традиционно, с бюджета.

Как мы неоднократно отмечали, доходная база консолидированного бюджета района за последние ряд лет характеризовалась устойчивой динамикой роста поступления налоговых и неналоговых доходов. Однако в 2015 году исполнение бюджета по доходам проходило очень напряженно. Впервые за последние ряд лет неналоговые доходы снизились к предыдущему году на 40 процентов, а совокупные собственные доходы составили 92,7% к уровню 2014 года.

Тенденция сокращения доходов местных бюджетов носит общий характер. Основными причинами являются:

-  первое – это замедление темпов поступлений в местные бюджеты НДФЛ;

- второе – изменения федерального и регионального законодательств в части распределения налогов между уровнями бюджетов;

- и наконец, третья причина локального характера, затронувшая нашу территорию -– оспаривание крупными недропользователями кадастровой стоимости арендуемых земель и ставок аренды.

В разрезе поселений картина представлена на слайде. Изменение бюджетного законодательства повлияло на снижение собственной доходной базы сельских поселений (произошло перераспределение нормативов отчислений от НДФЛ, ЕСХН, аренды и продажи земельных участков в пользу муниципального района). Тройку лучших поселений по динамике собственных доходов представляют Имангуловский, Мансуровский, Сафаровский сельсоветы, в числе худших – Поляковский сельсовет, ГП, Уразовский и Миндякский сельсоветы. Несмотря на общее снижение доходов, Учалинский район остается лидером среди районов Зауралья по уровню собственных налоговых и неналоговых доходов: за 2015 год -  42,4 % против 45,2 % в 2014 году.

Совокупная доходная часть бюджета муниципального района составила 1 404,2 млн. рублей или 98,9% к уровню прошлого года. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 594,69 млн. руб. или 42,4 % в удельном весе всех доходов (92,7% к уровню прошлого года). Основными источниками доходов стали налог на доходы физических лиц- 332,5 млн. рублей (55,9% в общей сумме поступлений), налоги на совокупный доход – 79,5 млн. рублей (13,4%), земельный налог – 48,5 млн. рублей (8,2%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 39,1 млн. рублей (6,6%), плата за негативное воздействие на окружающую среду – 42,5 млн. рублей (7,1% в общей сумме поступлений) и другие.

В целях сбалансированности бюджета в новых условиях, минимизации потерь бюджета от выпадающих доходов, муниципалитетом был разработан План мероприятий ("дорожная карта") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных затрат, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. Общий экономический эффект на 2015-2017 годы от реализации мероприятий «Дорожной карты» запланирован в сумме 66,7 млн. рублей. В целом по итогам 2015 года мы констатируем, что большинство прогнозных значений исполнения данной «Дорожной карты» – выполнены. 

Мероприятия и показатели, заложенные в данном документе, удалось выполнить, прежде всего, за счет:

- постоянной и эффективной работы Межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала бюджета, легализации объектов налогообложения, погашения просроченной задолженности по заработной плате и задолженности в государственные внебюджетные фонды. По итогам работы данной комиссии за 2015 год взыскана задолженность по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета РБ на сумму 13,3 млн. рублей, (в т.ч. в местный бюджет - 8,98 млн. рублей). Опыт Учалинского района отмечен в числе одной из лучших практик районов Республики по работе данной комиссии;

- за счет выполнения мероприятий расходной части, а именно:  оптимизация бюджетной сети,  эффективности выполнения муниципальных услуг; повышение эффективности использования муниципального имущества; оптимизация и повышение эффективности работы МУПов, в том числе их преобразование, объединение и укрупнение, повышение эффективности расходов на содержание органов местного самоуправления, оптимизация структуры органов местного самоуправления и социальных обязательств. Мы начали активно внедрять передачу непрофильных функций на аутсорсинг, централизацию аппаратов управления и другие мероприятия, направленные на сокращение расходов.

Тем не менее, и резервов в данной части у нас предостаточно:

- необходимо продолжать работу с недоимкой по налоговым и неналоговым доходам,

- применять нестандартные подходы в борьбе с неформальной занятостью, легализацией трудовых отношений, борьбой с применением «конвертных» схем оплаты труда, выплатой заработной платы ниже прожиточного минимума,

- вывести на новый качественный уровень работу административной комиссии, 

- усилить контроль со стороны соответствующих подразделений администрации за соблюдением земельного и жилищного законодательства,

- наконец, продолжение совершенствования системы закупок. В этой сфере создан специализированный орган, уполномоченный на размещение закупок конкурентными способами. Назову только несколько цифр по итогам 2015 года. На сегодня данный уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с 94 муниципальными учреждениями. Всего данными заказчиками были приобретены товары, работы и услуги на 513,7 миллионов рублей, из них конкурентными способами на сумму 317,1 млн. рублей (62%). По итогам проведенных конкурентных процедур контракты были заключены на 240,5 млн. рублей, с экономией в 76,6 млн. рублей, уровень снижения стартовых цен составил 17,8 % (по Республике Башкортостан – 8%), также наблюдаем неплохой уровень  конкуренции на торгах, в среднем на 1 закупочную процедуру, приходится 4 заявки (по Республике Башкортостан – 2,6). Совершенствование системы закупок – это один главных резервов экономии бюджетных средств, поручаю всем поселениям и отделам администрации максимально ориентироваться на конкурентные процедуры закупок.

Очевидно, что легче в 2016 году нам не будет. По итогам первого промежуточного месяца этого года собственные доходы сформировались на уровне 100,7% к АППГ, а значит не стоит ожидать резкого увеличения доходов муниципального бюджета.

 

Промышленный сектор и инвестиции.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам деятельности составил 33512,9 млн. руб. (123,5% к уровню прошлого года), при этом индекс промышленного производства за 2015 год составил 101,5% (по РБ – 101%). Основой промышленности Учалинского района являются предприятия добывающей отрасли, такие как – АО «Учалинский ГОК», АО НПФ «БЗК», «Сангалыкский диоритовый карьер» и ряд предприятий обрабатывающей сферы: группа предприятий компании Технониколь («Завод Техноплекс», «Завод Николь-Пак», «Завод Лоджикруф»), «Уральские камни», «Машиностроительный завод РИВС», «Учалинская швейная фабрика», «Учалинский хлебзавод». Пропорция добывающей и обрабатывающей отрасли по итогам отчетного года составила 69,7% и 28,8% (оставшиеся 1,5% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды). К сожалению, уже с 2016 года прогнозируется снижение объемов производства в целом по району. По предварительным оценкам, падение объемов в 2016 году к уровню 2015 года составит 15%, в 2017 году к уровню 2015 года – 19%. Основной причиной снижения индекса промышленного производства послужит снижение производства основной продукции (меди и цинка) АО «Учалинский ГОК», крайне напряженную ситуацию прогнозируют и другие промышленные предприятия района. 

Кратко остановлюсь на инвестиционной составляющей наших промышленных предприятий. Очевидно, что инвестиционные программы промышленных предприятий претворяются в условиях отсутствия оборотных средств, в условиях «дорогих» кредитных ресурсов и за счет собственных средств предприятий. Тем не менее, видим, что Учалинский горно-обогатительный комбинат ежегодно вкладывает миллиарды рублей в расширение собственной сырьевой базы. Реализованные в предыдущие несколько лет проекты по строительству завода по производству профилированной мембраны «Planter», расширение производства на ООО «Учалинская швейная фабрика», модернизация производственной базы «Машиностроительный завод «РИВС» в 2015 году на сегодня также дают экономический эффект в виде увеличения объемов обрабатывающего производства. Рассчитываем, что в ближайшие месяцы поздравим и коллектив АО «Уральские камни» в связи с реализацией нового инвестиционного проекта по строительству камнераспиловочного завода на борту карьера «Мансуровский». Все понимаем, что за каждым рублем, который вкладывают наши промышленные предприятиями в расширение производства стоят, как новые, так и сохраненные рабочие места, налоговые поступления и социальная стабильность муниципалитета в целом.

 

Заработная плата, занятость, малый и средний бизнес

Исполнение социальных обязательств хозяйствующими субъектами находится под постоянным контролем, в течение года массовых случаев невыплаты заработной платы зафиксировано не было, но вынуждены отметить, что по состоянию на 01.01.2016 года, выросло количество безработных граждан. Уровень безработицы составил 1,46% (по РБ-1,32%), с количеством зарегистрированных безработных граждан в количестве – 546 чел, (АППГ уровень равнялся 1,09%, количество – 410 чел.). Тенденция не изменилась и в первые полтора месяца отчетного 2016 года, еженедельно мы констатируем незначительное, но стабильное увеличение уровня безработицы. В 2015 году смягчить неблагоприятную ситуацию на рынке труда удалось в том числе, и за счет дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Так, за счет субсидий федерального и республиканского бюджетов в размере 15,028 млн. рублей, Учалинской швейной фабрикой было проведено опережающее профессиональное обучение  250 работников, которые находились под риском увольнения, чего в итоге удалось избежать.

Уровень заработной платы. Мы достигли целевого показателя: средняя заработная плата  по году составила 26 167 рублей, с ростом к 2014 году в 105,5 процентов.   Самый высокий уровень заработной платы, в целом по отраслям, достигнут в добывающей промышленности – 39368 рублей, при этом самая высокая заработная плата в добывающей отрасли  наблюдается в АО «Учалинский ГОК», самая низкая в ООО «Урал-Таш». В обрабатывающем производстве, при средней зарплате в отрасли – 24 439 рублей, традиционные лидеры – это предприятия, осуществляющие деятельности на промышленной площадке группы компании «Техно-Николь». Настораживают невысокие уровни заработной платы, а главное и низкие темпы ее роста на таких крупных предприятиях, как ООО «Сангалыкский диоритовый карьер», «Машиностроительный завод РИВС», «Уралташ», «Уралташ-гранит». Руководство данных предприятий я попрошу в двухнедельный срок предоставить в экономический блок администрации внятный график увеличения уровня заработной платы с указанием конкретных сроков и темпов роста. Самым низким уровень зарплаты остается  в сельском хозяйстве – 15655 рублей (хотя и констатируем неплохой рост к уровню прошлого года - 116%). При этом надо четко понимать, что озвученные цифры (надо прямо сказать, это неплохие уровни оплаты труда) обеспечиваются только крупными и средними предприятиями. В эту статистику не входит оплата труда в малом бизнесе, где по нашим расчетным данным официально декларируемая зарплата наемных работников предпринимателей составляет всего около 6 500 рублей.

В 2015 году среднесписочная численность работников в целом по району составила 28 626 человек, в т.ч. 15 128 в крупных предприятиях, 13 498 в средних и малых предприятиях. Прирост с 2012 года составил 2450 человек, это результат введения новых мощностей по реализованным инвестиционным проектам и результат работы по легализации трудовых отношений. И как мы уже отмечали неоднократно, констатируем, что крупные промышленные предприятия, крупный бизнес практически исчерпал резервы увеличения численности, следовательно, в ближайшей перспективе ставка на малый бизнес, в частности развитие производственно-обрабатывающих сфер.

Со стороны муниципального бюджета все возможные механизмы финансовой поддержки малому бизнесу оказываются, и ориентированы они на поддержку ее реального сектора. Только в 2015 году оказана безвозмездная финансовая поддержка 13 предпринимателям на общую сумму 5 340,1 тыс. руб., в т.ч. 8 субъектов получили финансовую поддержку как начинающие предприниматели, еще 5 – получили возмещение лизинговых платежей.

Позитивным моментом, можно отметить факт увеличения с 2013 года количества субъектов малого и среднего предпринимательства, на 01.01.2016 года их количество составило 2540 ед. (справочно: 2013-2117 ед., 2014- 2268 ед.). В разрезе видов экономической деятельности более 50% всего количества хозяйствующих субъектов в малом и среднем бизнесе формируется за счет сферы торговли, услуг, общественного питания. Основные задачи в сфере малого предпринимательства прежние: оказывать максимальное финансовое, консультационное и нормативное содействие малому бизнесу, в ответ контролировать легализацию и прозрачность данной сферы.

 

Строительная сфера.

2015 год показал хорошую динамику по вводу жилья в нашем районе – 124,5% к 2014 году, всего сдано в эксплуатацию 35528,1 кв.м. Но будем честными: эти цифры никого не должны вводить в заблуждение, 11323 кв.м. (или почти треть в этом объеме) нам дал ввод в эксплуатацию нашего долгостроя: МКД по ул. Российской, дом 5, строительство которого было начато  в далеком 2008 году. Ввести в эксплуатацию данный МКД застройщику удалось, в том числе благодаря тому, что мы сумели получить средства республики на строительство  современной газовой котельной стоимостью более  23 млн. рублей. На 2016 год план не менее серьезный – мы должны ввести 34000 кв.м.  жилья.

Объем бюджетных инвестиций направленных на социально-экономическое развитие, обеспечение функционирования дорожной, жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2015 году составил 247 911 тыс. рублей. Мы продолжаем активно участвовать в федеральных целевых программах (такие как «Социальное развитие села» и «Устойчивое развитие сельских территорий»). Продолжалась работа по строительству инженерных сетей: строительство водопроводов, распределительных газопроводов, канализационных сетей, серьезная работа проведена по строительству сетей электроснабжения в микрорайонах города Учалы и села Учалы. В части крупных строительных объектов начали строительство детского сада в селе Учалы на 139 детских мест, завершили строительство, как я уже отмечал, газовой водогрейной котельной в микрорайоне №6 города Учалы. Не буду перечислять все объекты в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения, на которых проводились капитальные и текущие ремонты. В течение всего календарного года информация по ним полно отражалась на нашем сайте,  в печатных и телевизионных СМИ, кратко данная информация представлена сегодня и на экране.           

При этом отдельно хотел бы отметить три момента: первое - это участие учалинцев в республиканской программе поддержки местных инициатив. В очередной раз мы отработали максимально эффективно: все 25 представленных проектов прошли конкурсный отбор и получили софинансирование. Объем средств, которые мы «завели» в район на реализацию проектов, составил 21 110,7 тыс. руб., в т.ч. 12407,6 – средства бюджета республики.   По инициативе граждан были проведены работы по ограждению 4 кладбищ, 3 мусоросвалок, установлены 2 игровые площадки, проведен текущий ремонт внутрипоселковых дорог, сетей уличного освещения,  и, конечно самый крупный объект данной программы – строительство освещенной лыжероллерной трассы в г. Учалы.

Еще один механизм привлечения дополнительных средств в район был реализован в отчетном году благодаря партийному проекту «Единой России» «Реальные дела». При активном участии депутатов Госсобрания-Курултая была решена часть актуальных проблем для наших сел, сделано добрых дел более чем на 4 миллиона рублей. Как известно, реализация проекта будет продолжена, учалинские избиратели подготовили очередной пакет наказов, и мы надеемся на поддержку со стороны наших депутатов и в  текущем году.

И третье – это социальная ответственность наших промышленных предприятий, их поддержка сельских поселений. Так, Учалинский ГОК за 2014-2015 годы оказал поддержку 18 сельским поселениям на сумму в 24 млн. рублей. В этом году мы также совместно обсудили с руководством комбината актуальные проблемы поселений, на решение которых  будет направлена адресная поддержка со стороны горняков (по 400 тыс. рублей).  Спасибо Вам за пример социального партнерства,  Закарий Равгатович, в свою очередь призываю руководителей сельских Советов максимально ответственно подойти к освоению средств.

Задачи в строительной сфере определены:

- выполнить план ввода жилья, о котором я уже сказал;

- продолжить строительство социальных домов для категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий

- ввести в июле в эксплуатацию строящийся детский сад в селе Учалы;

- к сожалению, переносится проблема прошлого года по судьбе МКД по ул. Горького, дом на балансе  республиканского фонда жилищного строительства дома, не справились мы с поставленной задачей возобновить его строительство, в 2016 году необходимо определить соинвестора и механизм строительства;

- продолжить участие муниципалитета по привлечению республиканских и федеральных средства на строительство объектов, инженерных коммуникаций, максимальное участие во всевозможных программах, грантах и конкурсах.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Основные данные, характеризующие количественные показатели жилищного фонда и объекты жилищно-коммунального хозяйства района представлены в демонстрационном материале. Отдельно отмечу, что мы существенно увеличили сумму на капитальный ремонт МКД. В 2015 году удалось отремонтировать 18 домов на общую сумму за счет различных источников на 25,3 млн. рублей. Считаю, что в целом мы справились с поставленной в прошлом году задачей в части сборов в «Региональный оператор» за капитальный ремонт. По итогам IV квартала 2014 года (период, когда вступило в силу новое законодательство) мы имели цифру в 55% сборов в «Региональный оператор». В 2015 году мы в числе лидеров в Республике по данному показателю, благодаря этому и ремонтируем большое количество МКД, но работы предстоит еще много. Очевидно, что планку в 84% по сборам, которую мы достигли по району в 2015 году, необходимо увеличивать.    

Уровень износа коммунальной инфраструктуры по району составляет 51,1%, среднереспубликанское значение - 54,6%. Несмотря на то, что ситуация несколько лучше, чем в среднем по Республике, темпы ремонта и замены сетей – низкие.   Обращаюсь к руководителям жилищно-коммунальных предприятий: время, когда можно было рассчитывать на ежегодную республиканскую и муниципальную поддержку в части выпадающих доходов – прошло. В сегодняшних условиях вы должны рассчитывать в первую очередь на собственные средства предприятия. Надо усилить работу с дебиторами, добиваться максимальных сборов за предоставленные услуги и энергоносители с населения и юридических лиц, провести полную инвентаризацию имущества, находящегося в вашем пользовании, таким образом, Вам необходимо в полном объеме выполнить те мероприятий «дорожной карты», которые составлены