Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Выступление главы администрации МР Учалинский район Ф.Ф.Давлетгареева на августовском совещании педагогических работников, 27 августа 2015 года

27 Августа 2015
33
0

Хәйерле көн, хөрмәтле Эльвира Ринат кызы, президиум,  хөрмәтле мәғәриф хеҙмәткәрҙәре.

Добрый день, уважаемый президиум, уважаемые руководители, воспитатели, педагоги и ветераны отрасли.

 

От  души  приветствую вас на ежегодной районной педагогической конференции. Сегодня нам предстоит подвести итоги прошедшего учебного года, обсудить те изменения, которые происходят в системе образования, и определить ключевые направления деятельности на перспективу. Хотел бы выразить надежду, что наше совещание даст хороший деловой настрой для плодотворной деятельности на предстоящий учебный год.

Не буду подробно говорить о конкретных итогах развития образования в прошедшем учебном году, они достаточно информативно прозвучали в отчетном докладе начальника отдела образования. Остановлюсь на некоторых ключевых вопросах, связанных с формированием современной модели образования.

По традиции, начну с тех вопросов, которые мы  с вами решаем для обучения и воспитания наших самых маленьких сограждан. Как мы знаем, основная задача в развитии дошкольного образования поставлена на федеральном уровне - это исполнение Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина о ликвидации очерёдности в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года – времени, для его реализации, как видим, остается немного.Начиная с 2011 года ежегодно на районном педсовете я отчитывался перед вами о принимаемых мерах по решению данного вопроса и последовательном сокращении очереди в детские сады, и сегодня мы можем говорить   о достижении основных показателей в исполнении Указа –в детские сады г.Учалы очереди на сегодня нет. Проблемумы решализа счет рационального  использования внутренних площадей имеющихся детсадов, создания групп кратковременного пребывания, за счет открытия дошкольных групп при основных образовательных учреждениях, и, конечно, открытия  нового детского сада на 220 мест в городе.В период с 2011 года по настоящее время в городе и в некоторых селах района открыто 19 дополнительных  групп  - преимущественно на средства бюджета района и промышленных предприятий (мы потратили на это чуть более 23 млн. рублей, что в расчете на одно детское место дает сумму в 58 тыс. руб.).  При строительстве новых детских садов одно место обходится как минимум в 10-12 раз дороже. Благодарю руководителей и коллективы дошкольных учреждений, родителей за понимание и терпение в этих вопросах оптимального использования резервов внутри действующих учреждений.

        Что намерены делать для решения данной задачи в дальнейшем? Особое внимание намерены уделить трем сельским поселениям:  в Учалинском сельском поселении ждут своей очереди 183 ребенка, в с.Ахуново – 40, в с.Ильчино – 32 ребенка. По с.Учалы ситуация следующая: здесьведется строительство нового детского сада на 139 мест. Ситуация очень непростая, по объективных причинам из-за отсутствия финансирования мы упустили порядка 5-6 месяцев строительного сезона. Самое главное: на сегодня работы ведутся, есть федеральное финансирование, приложим максимум усилий для ввода его в эксплуатацию. В селе учалы последний детский сад был пост роен в 1983 году, 32 года назад. Очередность в с.Ахуново мы будем ликвидировать за счет внутренних муниципальных резервов.Для обеспечения местами в детском саду ильчинских ребятишек есть указ правительство республики о выделении 9680 тыс. руб., работы по проведению аукциона на реконструкцию бывшего детского сада будут начаты в ближайшие дни, деньги мы обязаны освоить.

Вместе с тем, хочу отметить, что помимо доступности дошкольного образования необходимо обеспечить и его высокое качество.Потому что именно  дошкольное  образование  является базисом для успешного развития ребёнка, мы должны создавать  условия  для  того,  чтобы дети  на  выходе  из  наших  детских  садов  были  мотивированы  надальнейшее обучение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается одним из ключевых направленийразвития всей системы образования, он требует от каждого воспитателя высокого уровня компетенции.  Прошу  администрации  детских  садов  подойти неформально к вопросу повышения качества,  а  отделу   образования  разработать  и внедрить необходимые курсы повышения квалификации. Особого внимания требует  развитие инклюзивных форм обучения– как вы знаете, по-новому построить работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья поручил Глава республики Рустэм Хамитов в своем выступлении на педконференции в Нефтекамске, и не только в детских садах, а в целом в образовательном процессе. Сегодня в нашем районе 284ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ио развитии инклюзивного образования нам необходимо будет провести отдельное совещание, наметить четкую программу действий – прошу это поручение отделу образования занести в протокол совещания.

Завершая тему дошкольного образования, хочу отметить, что в ближайшие годы, как показывает статистика, темпы рождаемости снизятся: так, если за 6 месяцев 2013 года родилось 596 детей, то за первое полугодие 2014 года – 564 ребенка, в этом году за полугодие родилось 559 маленьких учалинцев. Причина понятна - сейчас взрослеет поколение, которое родилось в конце 1990-х. Тогда цифра рождаемости была невысокой, и таких молодых людей на сегодня попросту мало.Соответственно снижается и количество заключаемых браков – динамика представлена вам на слайде: 6 мес. 2013  – 278, 6 мес. 2014 – 259 (-19 в сравнении с АППГ), 6 мес. 2015 – 201 (-58). То есть нагрузка на детские сады в ближайшие годы снизится, на школы -  увеличится.Предполагается освобождение некоторых площадей в дошкольных учреждениях, на них, возможно, будем размещать начальные классы. И тем самым начнем решать проблему с обучением во вторую смену в общеобразовательных учреждениях. На сегодня по республике в нашемгороде самый высокий коэффициент обучающихся во вторую смену – 41,1%, после нас расположился город Белорецк - 40,9%, а вближайшие годы эта проблема, как я уже сказал, обострится. Да, задача сокращать количество обучающихся в две смены поставлена – будем ее решать. Известно, что в 2015 году федеральная программа поддержкидошкольных учреждений завершается, значит, будем участвовать в федеральных и региональных программах по строительству новых школ. Площадки в 8, 9 микрорайонах города нами зарезервированы, на сегодня мы изучаем вопрос проектирования новой школы в данном микрорайоне.

Таким образом, мы перешли к следующему звену – системе общего образования. Самая обсуждаемая в образовании тема – это Единый государственный экзамен, объективность его проведения и качество результатов. Я хочу поблагодарить вас, уважаемые руководители, ваши коллективы, отдел образования за организацию и проведение ЕГЭ. В этом году условия проведения были ужесточены, требования повышены, но нарушений никаких в районе не допущено. Но что касается результатов, то вынужден констатировать  - в этом году произошло значительное снижение средних тестовых баллов по многим предметам от 0,1 до 8,4 баллов в сравнении с 2014 годом.Основательный анализ мы с вами провели в июне, с окончательными итогами каждый из вас имеет возможность ознакомиться на сайте Республиканского Центра обработки информации (информационный бюллетень), поэтому повторяться не будем.  Вывод не радует –  в республикерост баллов практически по всем предметам в сравнении с прошлым годом, у нас снижение, кроме истории и иностранных языков. Значительное отставание в средних баллах наблюдается по литературе, биологии, информатике, и в целом среди районов республики мы занимаем строчки с результатами ниже средних. При этом отмечу, что аналогичные нам районы - Белебеевский, Туймазинский, Бирский, Дюртюлинский, Мелеузовский, Давлекановский - стабильно по всем предметам входят в группу с результатами выше средних и высокими.По сумме средних баллов  по двум обязательным и пяти наиболее выбираемым дисциплинам в 2015 году учалинские выпускники занимают в республиканском рейтинге 41 место. Есть у нас высокобалльники, но отдельные результаты этих ребят  не спасают общее положение.

Результаты единого государственного экзамена, таким образом,  требуют качественных изменений в процессе преподавания предметов. Они говорятсами за себя, и необходим подробный анализ на педсоветах школ. При этом особое внимание прошу уделить  профильному образованию, связанному с точными науками. Разумеется, мы не отодвигаем на второй план гуманитарную составляющую. Но основы инженерного и технического образования закладываются именно в школе – а именно такие специалисты сегодня и в перспективе остро нужны как нашему району, так и республике, стране. Разумное сочетание естественнонаучного, математического и гуманитарного знания поможет обеспечить тот интеллектуальный и экономический прорыв, которого ждет наше общество.

 

Уважаемые участники совещания! Последние три года мы ставили задачу активизации профессиональной ориентации школьников, и сегодня хочу поблагодарить за проводимую работу. Перезагрузка в этом направлении началась – буквально на днях я проанализировал список школ, классов, которые с целью профориентации провели для учащихся экскурсии в более чем двадцать предприятиях и организациях нашего района. Список внушительный, мне хочется верить, что количеству соответствует и качество таких посещений. Связываю с проводимой профориентационнойработой и рост числа поступивших с среднеспециальные учебные заведения – то есть тех выпускников, кто решил связать свою жизнь с рабочей профессией: в 2012 году  - 97 человек, 2013 году – 101, 2014 – 132, в текущем году 124 (выпускников было меньше, но динамика положительная) человек. Представленная динамика свидетельствует о том, что родители начали ориентироваться в профессиональном пространстве и более внимательно подходить к выбору жизненного пути своих детей, а не соревноваться по поступлению детей в вузы. Как вы помните, на эту тему мы уже говорили, и в некоторых школах есть уже определенные результаты. Опять же в качестве поручения обращаюсь к директорам - необходимо  данную форму работы активизировать. И помнить: если ребенок уже сделал свой профессиональный выбор и готов уйти после 9 класса, нам с вами необходимо помочь ему, нежели тянуть его, чтобы он получил среднее образование именно в стенах школы. Отнеситесь с уважением к выбору ребенка и помогите ему. Более того, по рабочим профессиям высок процент трудоустройства, высококвалифицированным рабочим уделяется серьезное внимание со стороны государства.

Следующим  важным направлением деятельности, характеризующим профессионализм педагогов, является участие в олимпиадном движении.   Однако уже не первый год я вынужден констатировать, что если в числе призеров и победителей республиканских олимпиад учалинские школьники ежегодно принимают участие, то на Всероссийских этапах мы не представлены, при этом отмечу, что в Республике  среди них есть школьники небольших сельских районов.Настоятельно рекомендую отделу образования, директорам школ подойти  к вопросу оплаты труда педагогических работников дифференцированно. Кто готовит призеров республиканских олимпиад, других конкурсов или соревнований – должны чувствовать свою значимость, необходимо поддерживать креативных, творчески активных работников. Особо подчеркиваю, что в предстоящем учебном году работа по реализации эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте, будет продолжена. Также пристальное внимание будет обращено, предупреждаю, к тем руководителям, которые не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность в области экономической грамотности, которые не будут справляться с поставленными задачами.

Несколько слов о поступаемости в вузы – об этом разговор поднимался и на республиканском совещании. А именно – о поступаемости в высшие учебные заведения вне республики. Зачастую наши школы соревнуются в количестве поступивших выпускников в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др. городов.Безусловно, каждый выпускник, каждая семья делает выбор сам, но, я предостерегаю вас, уважаемые директора школ и педагоги, открыто агитировать и ставить себе в заслугу количество выпускников, поступивших в федеральные вузы других субъектов.  Во первых, большинство ВУЗов республики, в первую очередь технических, УГНТУ, УГАТУ, БГМУ – мало в чем уступают столичным. Во вторых агитируя ребят в другие регионы, мы   не задумываемся, что теряем специалистов, теряем наши будущие кадры. Обратите внимание на президиум сегодняшней конференции: я специально попросил провести анализ: все кроме уважаемых Закарии Равгатовича и Дамира Усмановича, выпускники ВУЗов республики. Закария Равгатович и Дамир Усманович закончили Магнитогорский горный университет им. Носова, который, наверное, в этом плане является исключением, так как он профильной ВУЗ для нашего градообразующего предприятия,  и мы его считаем практически своим.  Более того, 77% из присутствующих в зале директоров городских и сельских школ района – выпускники республиканских ВУЗов. Анализ руководителей предприятий, организаций, учреждений района также дает нам цифру в 55% выпускников республики (и это как я уже сказал без учета Магнитогорского горного университета).И наконец, в третьих, уважаемые коллеги, мы все работаем в нашей республике, получаем заработную плату из республиканского и местного бюджетов, а значит агитация ВУЗов Москвы и Петербурга, по меньшей мере некорректна, а если называть вещи своими именами: это нецелевое использование бюджетных средств. Не будем себя обманывать: шансы на то, что выпускник учебного заведения мегаполисов вернется в республику, а тем более в район – минимальна, а значит, лучшие наши кадры будут работать не на благо родной земли.  Банальная пословица: где родился, там и пригодился, актуальна и для нас, призываю начать убеждать наших ребят, что учиться в родной республике не менее престижно и комфортно.

Затронув тему отъезда наших выпускников, хотел бы вкратце озвучить тему миграции населения. Наиболее активно миграционные процессы именно в плане убытия наблюдаются в Ильчигуловском, Уральском, Сафаровском, Ильчинском сельских поселениях. И органы местного самоуправления (здесь я обращаюсь к главам сельских поселений, которые присутствуют на конференции), и педагогическое сообщество должны создавать условия для того, чтобы население, особенно молодежь, не уезжала из района. Также хотел акцентировать ваше внимание на предстоящих в сентябре выборах депутатов сельских поселений. Предлагаю педагогам активно взаимодействовать с вновь избранным депутатским корпусом, привлекать их в решение вопросов и задач образования, к примеру, прикрепить к ним трудных подростков для совместной работы.

Одним из важнейших направлений образовательной    политики    является    обеспечение школьников полноценным, сбалансированным и качественным питанием. Насостоявшимся в прошлом году педсовете были озвучены основные проблемы, выявленные по итогам проведенного социологического опроса школьников – это грубость работников столовой и холодная еда. Отмечу, что по моему поручению мониторинг состояния дел в этой сфере в нашем районе продолжается и уже в начале нового учебного года будет проведен повторный опрос школьников в разрезе школ, результаты которого покажут, где ситуация изменилась к лучшему, а где мнение детей было попросту проигнорировано. Думаю, не стоит упускать из виду тот факт, что создание современных условий для обеспечения школьников качественным горячим питанием остается одной из основ качественного образования детей.

Уважаемые участники совещания! Особого и отдельного разговора требует  организация воспитательной работы  в школах. В  этом  году  мы  отмечали  70-летие  Победы  в Великой  Отечественной  войне.  И  я  хочу  выразить  признательность  всем образовательным  учреждениям  за  неравнодушие,  за ответственность  при  проведении  мероприятий. Благодаря вам и нашим детям праздник Победы пришел  в  каждый  дом, в каждую семью. Подготовка  и  проведение  Дня Победы  стали  примером  консолидации  педагогов,  родителей,  органов власти, десятков наших предприятий,  вовлечённости  каждого  ребёнка  в  социально  значимое  и полезное дело. Приобщение  детей  к  нашей  великой  истории  является  необходимым и главным условием формирования  у  них  патриотического  сознания,  любви  к Родине, и эта  деятельность должна стать основой всей системы воспитательной работы.

О  дополнительном образовании.  Сегодня в Доме детского творчества,  подростковых клубах,  детско-юношеской спортивной школе в целом ведется  большая работа по развитию способностей и увлечений детей и подростков. Спасибо педагогам за проводимую работу в области культурно-массового и спортивного воспитания наших детей.  Однако в открытии кружков с техническим уклоном надо еще работать. На прошлогодней конференции мною была поставлена задача активизировать работу в данном направлении, первые результаты, надо признать, есть. В частности, на Сабантуе были продемонстрированы результаты работы кружка авиамоделирования. Сегодня, когда отечественная экономика берет курс на импортозамещение, особенно в области высоких технологий, нашим предприятиям и компаниям поставлена задача уделять больше внимания инновационным проектам, увеличивать долю расходов на исследования и конструкторскую деятельность. В этих условиях развитие системы инженерно-технического образования в республике будет год от года набирать обороты, а подготовка технологической элиты для наших наукоемких предприятий должна начинаться со школьной скамьи. С целью реализации способностей детей и молодежи в сфере науки и техники Главой республики дано поручение об открытии в городах технопарков.Предлагаю активно подключиться к данной работе, провести уже в этом году районный фестивальизобретений и научно-исследовательских работ учащихся. Думаю, он станет востребованным и будет интересен нашей молодежи.

Отмечу, что сегодня нельзя относиться к дополнительному образованию просто как к досуговой форме образования, необходимой лишь для занятия свободного времени ребенка. Современное дополнительное образование должно помочь – наряду со школой - профессиональному самоопределению  ребенка!

 

Что касается отдыха наших детей, то педагоги обеспечили проведение качественной летней оздоровительной кампании. Муниципальные лагеря отработали без чрезвычайных происшествий, реализовали в полном объеме план всех мероприятий. Особые слова благодарности выражаю вам, уважаемый Закария Равгатович, за ту огромную работу по организации летнего отдыха, во время которого были охвачены сотни учалинских ребятишек, за возможность организации четвертого, спортивного, заезда. 

 

Уважаемые участники совещания! Подготовить граждан, способных обеспечить решение задач завтрашнего дня, невозможно без кардинальных изменений в школе, укрепления материально-технической базы. В нашем районе образование всегда было и остается приоритетным направлением, из года в год  более половины расходов местного бюджета направляются на эту отрасль – это сотни миллионов рублей. Ежегодно мы проводим большую работу по капитальному и текущему ремонту учреждений образования. За последние годы ремонтом были охвачены Сафаровская, Кильмякская, Уральская школы, капитально отремонтирована кровля нескольких детских садов. На с