Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Выступление главы администрации «Об итогах социально-экономического развития МР Учалинский район в 2014 году и задачах на 2015 год»

27 Февраля 2015
4
0

Уважаемые депутаты, участники заседания, приглашенные!

 

В соответствии  с Уставом муниципального района Учалинский  район представляю ежегодный отчет о социально-экономическом развитии района, итогах работы администрации за 2014 год и задачах на 2015 год. 

         В отчетном году администрация района во взаимодействии с депутатами, территориальными органами государственной власти, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и при поддержке населения выполнила  основные задачи социально-экономического развития и сохранения стабильной общественно-политической ситуации. И это несмотря на объективное существенное   ухудшение  финансово-экономической ситуации  во  второй  половине  2014 года,  нашедшее  отражение  во  всех  без исключения  сферах  деятельности. Сообща мы провели такие общественно значимые мероприятия, как Год культуры, досрочные выборы Президента республики и депутата Совета городского поселения город Учалы, 60-летие Учалинского горно-обогатительного комбината. После  известных событий на Украине смогли оказать добрый, человеческий прием беженцам, помочь им с проживанием и трудоустройством. С участием населения и при поддержке предприятий реализовали проект поддержки местных инициатив и многое другое. По итогам Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское  поселение России» город Учалы удостоен во второй раз третьего призового места. По результатам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в третьем квартале отчетного года в своей подгруппе наш район стабильно находится на 2 месте.   И сегодня я хотел бы выразить каждому из вас, вашим трудовым коллективам искреннюю благодарность за вклад в развитие района.

Уважаемые депутаты! Подробно итоговые цифры и факты по отраслям представлены вам в информационном бюллетене. В течение года мы не раз  обсуждали их на рабочих совещаниях, максимально информация о жизнедеятельности района представлена на официальном сайте, в районных газетах, на муниципальном телевидении и радио.  Поэтому, помимо итогов я хотел бы акцентировать Ваше внимание на задачах, которые стоят перед нами. Как вы знаете, в октябре минувшего года глава республики Рустэм Закиевич Хамитов обратился к Государственному Собранию - Курултаю республики и жителям республики с ежегодным Посланием. В текущем году он провел встречу с руководителями Советов районов и городов, представителями силовых структур, крупного и малого бизнеса, где обозначил ключевые направления работы для повышения  качества жизни граждан в современных, подчеркиваю,  непростых, условиях. Совсем недавно, в январе месяце, о действиях в кризисной ситуации шел разговор и на совещании в нашем городе с участием заместителя Премьер-министра республики Рустэма Марданова. Обращаю ваше внимание, что стратегию развития района на ближайшую перспективу будем также рассматривать в свете требований, которые ставятся руководством страны и республики. 

 

Начну, традиционно, с бюджета.

Обязательство по максимальному использованию всех инструментов и возможностей в пополнении бюджета и его эффективном расходовании было принято мной в 2011 году как один из пунктов программы в момент вступления в должность главы администрации. За последние три года динамика выполнения плана поступления доходов в бюджет в целом характеризуется положительными результатами (на слайде динамика представлена) и на сегодня наш район является лидером среди районов Зауралья по уровню собственных доходов с показателем более 40%. Между тем, есть районы, которые дают менее 20 процентов собственных доходов. Считаю должным отчитаться, что же конкретно сделано муниципалитетом в решении этого стратегического направления работы в отчетном году.

Совокупная доходная часть бюджета муниципального района составила 1 млрд. 420 млн. рублей или 99,1 % к уровню прошлого года. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 641,2 млн. руб. или 45,1% в удельном весе всех доходов (104,1% к уровню прошлого года). Основными источниками доходов в этой сумме стали налог на доходы физических лиц (48,4% в общей сумме поступлений), налоги на совокупный доход - (11,6%), земельный налог - (8,8%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - (13,7%), плата за негативное воздействие на окружающую среду – (7,3% в общей сумме поступлений).

В отчетном году работали в следующих направлениях: 

1. Первое. Согласно требованиям Бюджетного кодекса, проведена работа по формированию программно-целевого бюджета. Бюджет на 2014 год был принят на основе 18 программ, подготовленных структурными подразделениями администрации и в настоящее время подводятся итоги их реализации в прошедшем году, которые будут доведены до общественности.

 2. Контроль за использованием земли и имущества. Эффективное взаимодействие администрации и комитета по управлению собственностью принесли в бюджет 93312,8 тыс. рублей, выполнение плана 173%.

           3. Третье направление - деятельность Межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения. За 2014 год проведено 12 заседаний, на которые приглашены 762 хозяйствующих субъекта, имеющих задолженности по налогам, по аренде за землю и имущество,  взносам в страховые фонды. В результате проведенных мероприятий  была сокращена задолженность на сумму более 25 млн. рублей (25 900 137,52 рублей). Безусловно, эта работа проведена при активном участии наших надзорных органов – межрайонной прокуратуры, налоговой  инспекции, Пенсионного фонда, отдела экономической безопасности полиции, отдела социальной защиты населения. Я благодарю вас за проведенную работу.

Активизировали деятельность административной комиссии. В 2014 году проведено 37 заседаний, рассмотрено 535 административных материалов. Взыскано 262484,64 рубля. Сумма в сравнении с другими муниципалитетами неплохая, но резервов еще предостаточно.

4. Четвертое – это контроль за исполнением земельного и жилищного законодательства. Сектором муниципального контроля  администрации проведено 202 проверки соблюдения земельного законодательства. По результатам проверок выявлено 81 нарушение, устранены 43 ранее выявленных нарушений, в бюджет района дополнительно поступило  платежей за землю более 770 тысяч рублей (774 802 руб).

5. Во исполнение положений Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при администрации района в отчетном году созданы контрактная служба и Муниципальное Казенное учреждение «Управление закупками». С момента создания уполномоченным учреждением опубликовано 226 извещений на определение поставщиков конкурентными способами, на общую сумму более 157 млн. рублей. В результате определены поставщики на общую сумму чуть более 134 млн. рублей. Экономия составила более 19 млн. рублей (19 765 056,57 руб.) или 12,5% от первоначальной суммы муниципальных контрактов.

6. Стараемся использовать и такой механизм привлечения дополнительных средств, как участие в различных программах, грантовых проектах. В прошедшем году отдел социального развития направил заявки на участие в 17 конкурсах. В общей сложности было привлечено более 3 млн. рублей дополнительных финансовых средств, не буду их перечислять (и объекты и суммы представлены на слайдах), скажу лишь, что области полученных грантов разнообразны, начиная с гранта на развитие ковроткачества и заканчивая грантом для Общества защиты животных.

7. Следующее направление работы администрации в работе с муниципальными финансами – это контроль деятельности МУПов.  Темп роста производства  на муниципальных предприятиях за прошедший год  составил 101% или чуть более 1,5 млн. рублей, заработная плата выросла на 9% и составила 13 731 рубль. Очевидно, что результаты слабые, причем это общий итог, у кого-то из муниципальных предприятий вклад в этот показатель более ощутимый, в отношении других по-прежнему приходится фиксировать существенные недостатки. Состояние унитарных предприятий не вызывает оптимизма и у руководства республики. В минувшую пятницу на коллегии Минземимущества глава республики поставил задачу оптимизации ГУПов и МУПов, отметив «наши государственные и муниципальные предприятия в основном работают неэффективно, некачественно, порой не справляются с теми задачами, которые стоят перед ними», отметил он. В нашем районе мы планомерно ведем работу в этом направлении: за последние годы в нашем районе, ликвидировано МУП «РКЦ», реорганизации МУП «Архитектура», при этом ни одного нового  МУПа за последние три года не образовано.   

7. В прошлогоднем отчете я отмечал о сокращении расходов на содержание органов местного самоуправления. Эта работа продолжена и в отчетном 2014 году. Общее сокращение расходов на оплату труда, услуги связи, приобретение ГСМ,  запчастей и канцтоваров составили около 500  тыс. рублей. Режим жесткой экономии в администрации сохраняется.

8. Задача пополнения местной казны ставится перед сельскими поселениями. Увеличение доходной части бюджетов достигнуто в следующих сельских поселениях: Поляковском -140,4%, Уразовском -124,2%, Наурузовском - 118,6%. При этом необходимо отметить, что в случае с Уразовским и Наурузовским СП столь положительная динамика обусловлена погашением имеющейся задолженности по налогам за предыдущие периоды АФ Байрамгул. Также положительная динамика по итогам 2014 года отмечена в Ильчинском (114%), Миндякском (107,6%) Ильчигуловском (106,6%) Мансуровском (106,4%), Новобайрамгуловском (105,4%), Ахуновском (103%), Имангуловском (101,9%), и  Амангильдинском СП (101,5%).

На уровне 100,2 % к предыдущему году наблюдаем доходную базу бюджета Уральского СП.

Снизили показатели городское поселение город Учалы - 98,8%, Тунгатаровский  – 98,6%, Кирябинский – 86,7%, Сафаровский -77,3%, Учалинский – 72,4%,  Буйдинский – 60,7 %, и Кунакбаевский сельсовет - 27,4%. Причины везде разные: где-то потери НДФЛ из-за оптимизационных мероприятий на предприятиях, расположенных на данных территориях, где-то высокая база предыдущих лет за счет единовременной продажи имущества, но основные потери по крупным поселениям мы наблюдаем из-за переоценки кадастровой стоимости нашими субъектами хозяйствования, в том числе, в первую очередь, и градообразующим предприятием.

 

       Что касается задач в сфере бюджета, отмечу 2 основные:

1. Время сейчас сложное, поэтому вопросы наполнения и расходования бюджета будут держаться на особом контроле – обращаю на это внимание руководителей поселений,  бюджетных учреждений (Прошу внести в протокол заседания). В этом году вводим новую форму работы с поселениями - систему оценки эффективности деятельности. Ежеквартальный мониторинг показателей оценки будет вести аппарат районной администрации. Для чего это нужно? В первую очередь, для более эффективного  управления бюджетными расходами. Система оценок также позволит определить ту сферу в поселении, которая требует приоритетного внимания, поможет выявить внутренние ресурсы для дальнейшего развития того или иного населенного пункта.

2. И второе. Как вы знаете, 19 февраля глава республики Рустэм Хамитов представил План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Башкортостан в 2015-2017 годах. На сегодня при администрации района также создана комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в районе, разрабатывается  соответствующий антикризисный план мероприятий, «дорожная карта» по эффективному использованию бюджетных ресурсов. Кроме того, нам будет необходима оперативная информация о развитии ситуации в других сферах, поэтому настоятельно прошу руководителей всех уровней откликаться на возможные наши запросы. То, что будет происходить на вашем предприятии, немедленно будет транслироваться на ситуацию в районе. Руководству предприятий, организаций необходимо заранее предупреждать администрацию района обо всех действиях, которые могут отрицательно сказаться на работниках. Это касается решений по увольнениям, переводу на неполный рабочий день, оформлению административных отпусков, сокращению заработных плат, возможности начала конкурсных процедур, банкротств и т.д. Информация нужна для наших   совместных с вами решений, которые будем принимать здесь, на месте. Также будем предоставлять ее в республиканский Ситуационный центр, если понадобится поддержка на уровне республики. Такое «антикризисное» взаимодействие власти и бизнеса - это требование руководства республики и страны, прошу отнестись с пониманием.

 

Промышленный сектор.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам деятельности составил 27 163,8 млн. руб. (105% к уровню прошлого года), при этом индекс промышленного производства с начала года равен 95,1%. Доля добывающей промышленности составила 60,4%, обрабатывающей 29,0%. Отмечу, что таким образом еще одна задача, поставленная нами в предыдущие годы - нарастить  рост объемов производства обрабатывающей промышленности понемногу выполняется. За аналогичный период 2010 года данные показатели были  соответственно 73,7% и 21,8%. Это не говорит о снижении объемов производства нашим градообразующим предприятием, оно работает стабильно, это следствие наращивания объемов предприятиями обрабатывающей промышленности.

Фундаментом экономики района по-прежнему является горно-обогатительный комбинат. Стабильная деятельность  предприятий  «Техноплекс», «Николь-Пак», Учалинская швейная фабрика, «Уральские камни», «Башкирская золотодобывающая компания» вносят свой, значимый вклад в развитие территории. Хотел бы выразить сегодня благодарность руководителям всего промышленного сектора – за стабильную работу, за социальную ответственность. Задача у нас с вами, как я уже сказал выше, одна – это наши люди. и еще раз обращаю внимание на необходимость выстраивания  правильного диалога с органами местного самоуправления. Вы, ваши коллективы, ваши семьи живут здесь и сейчас, пользуются всей инфраструктурой района и необходимость такого взаимодействия важна.

Тема инвестиций была и остается актуальной. Ее мы не раз обсуждали в течение года, в том числе на выездном заседании здесь, в Учалах, с участием районов Зауралья. За 2014 год объем инвестиций в основной капитал составил без малого 3,0 млрд. рублей. Хочу добавить, что это направление работы остается приоритетным. На территории района имеются свободные инвестиционные площадки для размещения придорожного комплекса, развития животноводства, туризма, все они  представлены в инвестиционном паспорте, размещенном на сайте администрации. Заходите на сайт, изучайте, предлагайте инвестплощадки партнерам.  Наша задача – продолжение работы в этом направлении.

 

 

Малый и средний бизнес

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и важной частью экономики района. В настоящее время в районе действует почти 2,5 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса (2 457). За последние годы  финансовую поддержку из разных источников получили 149 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 38,6 млн. рублей. Кроме того, только за отчетный год Учалинским филиалом Центра микрофинансирования выдано микрозаймов на 32,8 млн.рублей – это 37,5 процента всех займов, выданных районами Зауралья. Информационно-консультационным центром по ведомственным целевым программам в 2014 году выдано четверым фермерам более 7 млн. рублей. Подчеркиваю, что это гранты безвозвратные, значит, средства стопроцентно должны быть пущены в дело и проявиться в виде конечной -  востребованной - продукции, спрос за освоение денег будет строгий. Пока же доля налоговых поступлений от малого бизнеса в собственных доходах местного бюджета составляет  по итогам 2014 года 11,6%. Эта доля в 11,6% - крайне мала в общей сумме собственных доходов, здесь большие резервы для нашего района и в части «легализации» малого бизнеса, и в части переориентирования на сферу услуг и производства.

 О задачах в данной сфере. В условиях кризиса на малое предпринимательство  возлагаются особые надежды, особенно в плане занятости населения – большинство тех, кто будет высвобождаться на крупных предприятиях, примут субъекты малого бизнеса.  Но в целях обеспечения продовольственной безопасности ставка делается именно на производство товаров и услуг, переработку сельхозпродукции, они-то и будут поддерживаться в первую очередь. Поручаю экономическому блоку администрации района, руководителю Союза предпринимателей, всем членам районной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности  держать руку на пульсе всех изменений, вовремя информировать субъекты малого бизнеса о нововведениях и помогать получать средства по востребованным  в районе видам деятельности. Но подчеркиваю, что ответственность должна быть взаимной – за полученные деньги предприниматели должны будут отчитаться. Я уже говорил в своих выступлениях о претензионной работе с теми предпринимателями, которые нарушили условия использования финансовой поддержки. Нами инициировано 25 исков, большинство судебных решений по которым уже вступило в законную силу.

 

Строительная сфера.

 В развитии строительного комплекса наметились  положительные тенденции, в целом удалось выполнить запланированные объемы работ. Важнейшим показателем являются темпы строительства жилья. За последние три года наблюдается рост ввода жилья: введено 70,7 тыс. кв.м., обеспеченность жильем возросла с 20,1 до 21,4 кв. метров на человека. В отчетном году сдано 28,5 тыс. кв. метров, на 23% больше показателей 2013 года. Построено два социальных дома, буквально вчера состоялся рабочий ввод в эксплуатацию второго из них, и здесь хочу особо подчеркнуть - нашими, местными учалинскими подрядчиками – это первые итоги реализации поручения главы республики по наведению порядка в  строительном комплексе.

Вопрос жилья - самый острый. Один из путей его решения – это участие в программах. В 2014 году на улучшение жилищных условий по различным программам 79 семей получили социальные выплаты на общую сумму более 71 миллиона рублей из всех уровней бюджета. Местный бюджет софинансировал на эти цели 2 миллиона 350 тысяч рублей. В настоящее время в  жилищном отделе администрации на учете состоят более 2 тысяч семей (2044 семьи), нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Пока тяжело прогнозировать уровень поддержки в этом году, но правительство  республики запланировало финансировать такие программы, как «Жилье для российской семьи», Программу жилищных строительных сбережений для граждан, программу «Домокомплект». Существенная поддержка со стороны администрации в получении жилищных сертификатов оказывается сельчанам. По программе «Социальное развитие села» денежные сертификаты на улучшение жилищных условий за последние годы получили более 100 семей на сумму более 70 миллионов рублей. В отчетном году стартовала новая федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» – по ней получили сертификаты 14 сельских семей на 12 млн рублей. По программе Домокомплект займы получили  10 семей.

Кроме перечисленного, следует отметить реализацию в 2014 году следующих мероприятий:

 - завершение строительства детского сада на 220 мест в г.Учалы;

 - проведение газификация микрорайона «Бурансы», начало газификации северной части района; завершено строительство внутрипоселкового газопровода протяженностью 7,5 км в д.Мансурово, более 10 км  - в п.Миндяк;

- построен водопровод в д.Мансурово

- проведен ремонт автомоби