Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Учалинский район Республики Башкортостан

Выступление главы администрации Ф.Ф.Давлетгареева на тему «Об итогах социально-экономического развития МР Учалинский район и деятельности администрации района за 2013 год»

26 Февраля 2014
33
0

Добрый день, уважаемые депутаты, участники заседания, коллеги!

В соответствии  с Уставом муниципального района Учалинский  район представляю ежегодный отчет о социально-экономическом развитии района, итогах работы администрации за 2013 год и задачах на 2014 год. 

            По сложившейся традиции, я не буду подробно приводить отчетные цифры и факты  – все они представлены вам в информационном бюллетене, размещены в свободном доступе на сайте администрации, мы их обсуждали в течение года на разных площадках, в  том числе в СМИ. Более подробно, как и в предыдущих отчетных докладах, я хотел бы акцентировать внимание на тех задачах, которые стоят перед нами. Как вы знаете, в декабре минувшего года Президент республики Рустэм Закиевич Хамитов обратился к Государственному Собранию - Курултаю республики и жителям республики с Посланием, где обозначил ключевые направления работы для повышения  качества жизни граждан республики. Обращаю ваше внимание, уважаемые участники  заседания, что стратегию развития района на ближайшую перспективу будем также рассматривать  в свете требований  данного Послания.

В начале выступления хотел бы  напомнить об общественно-значимых мероприятиях в жизни района, прошедших в отчетном периоде:

 -  8 сентября  2013 года состоялись выборы депутатов Государственного Собрания-Курултая РБ

 - Были реализованы программные мероприятия Года охраны окружающей среды.

- Продолжилось межмуниципальное сотрудничество -  в октябре прошлого года подписано Соглашение о сотрудничестве с городом Шадринском. Как вы знаете, глава администрации Шадринска Алексей Кокорин 14 февраля т.г. Указом президента страны назначен и.о. губернатора Курганской области.

- Район в целом выдержал природные катаклизмы, интенсивные дожди, благодаря общим усилиям, не принесли серьезного ущерба.

- И, наконец, главным  событием отчетного года  стало празднование 50-летия нашего районного центра – города Учалы. Бюджет юбилейных мероприятий составил более … млн. рублей – это  средства республиканского и  местного бюджетов, активно подключились и городские предприятия. Данное  событие еще раз показало, что мы можем объединяться ради общего результата. Усилия  и средства были направлены на реализацию,  в первую очередь, практических задач: началась  реконструкция Парка культуры и отдыха, завершить которую намерены в этом году; проведен ремонт внутригородских дорог, в том числе в микрорайонах индивидуальной застройки; завершен ремонт клуба «Ветеран», также в рамках подготовки к юбилею удалось получить средства на электрификацию микрорайонов Бурансы, Южный, Кунакбаевский – это своего рода тоже прорыв в решении «вопросов с бородой». Говоря «прорыв», не преувеличиваю, потому что для решения даже одного из годами копившихся вопросов требуются усилия и четкие обоснования, чтобы получить финансирование. Я благодарю всех за участие в отчетном году в  реализации общественно-значимых мероприятий, в решении каждодневных проблем и задач развития района. Итогом общей работы стала победа  Учалинского района при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан в своей подгруппе.  Высокая  оценка деятельности района  дана исходя из 120 показателей, и это очень серьезная победа, заслуга всех учалинцев, принесшая району грант в 31 млн. рублей. 

Еще одна большая награда юбилейного для нас года -  диплом  Всероссийского конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»  за развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение благоустроенности муниципального образования, вручение которого состоялось на днях в Москве.

  Хочу здесь отметить, что лейтмотивом декабрьского Послания президента стала именно идея объединения, консолидации общества для улучшения качества жизни людей и совместного решения ключевых задач. Цитирую: «У стоящих сегодня перед нами сложных задач нет готовых решений. Достойно ответить на эти вызовы можно только объединением усилий всего нашего общества, всех жителей республики. Сегодня нам, как воздух, нужна консолидация».

Уважаемые депутаты, коллеги! Администрация района по всем направлениям своей деятельности в решении вопросов местного значения и исполнения переданных государственных полномочий, строит свою работу в соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С  момента принятия 131-го Закона был принят ряд  изменений как в сам Закон, так и большое количество иных Законов, и процесс этот продолжается, где-то расширяя сферу  нашей ответственности и нередко  - при одновременном сужении финансовых возможностей. На сегодня еще не решена  главная задача- достижение баланса между финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками. Отсюда стратегическая задача для любой администрации – формирование стабильной доходной базы местных бюджетов, использование любой законной возможности для привлечения дополнительных средств на нужды района путем привлечения на свою территорию инвестиций, участия в федеральных, республиканских программах, и не просто участия, а в рамках софинансирования, т.е. и здесь должна подтверждаться финансовая стабильность территории.  При этом параллельно ведется работа по  тщательному анализу и эффективности в расходовании средств местного бюджета. Решение этой задачи было приоритетным направлением в работе отделов и служб администрации района и в прошедшем 2013 году.  В целом динамика выполнения плана поступления доходов в бюджет района и поселений за последние два года характеризуется положительными результатами,  рост по итогам 2013 года составил 10,7% . По сравнению с уровнем 2012 года увеличились поступления в местный бюджет налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход,  налогов на имущество  и  доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Этот показатель мог бы быть выше, но такова на сегодня государственная налогово-бюджетная политика. В Учалах развит промышленный сектор, при этом прямой зависимости между оборотами предприятий и увеличением собственной доходной базы местного бюджета нет. За отчетный год предприятия и организации всех форм собственности отгрузили товаров собственного производства и оказали услуг на внушительную сумму  - 25 миллиардов 809 млн рублей, значительная доля здесь приходится на долю комбината. Показатели ряда других предприятий тоже впечатляют, но на этом, достаточно позитивном фоне, доходы района составили всего 615,8 млн. руб. или каждый рубль произведенной продукции принес в местную казну всего 2,5 копейки налогов. Предприятия в основном пополняют федеральный и республиканский уровни бюджетов. 

Не впечатляет пока и вклад малого и среднего бизнеса.  Доля   более чем  двух с половиной тысяч  субъектов малого бизнеса  в местном бюджете – это 13-14 процентов, и этот объем не увеличивается, невзирая на ощутимую помощь со стороны государства и местных властей.   

Хочу подчеркнуть, что отделами администрации района велась и проводится  комплексная работа по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, ужесточен контроль за использованием бюджетных средств подведомственными организациями в целях их эффективного расходования. О некоторых результатах хотел бы остановиться  подробнее.

            1.Первое. В целях  совершенствования организации бюджетного процесса проведена работа по формированию программно-целевого бюджета. Бюджет принят на основе принятых 18 программ – здесь всеми структурными подразделениями администрации проведена  масштабная  работа, все программы размещены на официальном сайте и вы сами можете ознакомиться со стратегией развития   той или иной отрасли района.

2. Следующее направление работы – соблюдение режима жесткой экономии расходов бюджета    вы знаете, это общий тренд в целом по стране. Обращаю ваше внимание, что начали мы с себя. По итогам года достигнуто снижение расходов на содержание органов местного самоуправления за счет оптимизации на более чем один миллион рублей. Сократили расходы на оплату труда, услуги связи, приобретение ГСМ и запчастей, высвобожденные средства направлены в бюджет района. 

Еще один предпринятый нами шаг – это перевод отдела сельского хозяйства в здание администрации за счет уплотнения кабинетов и незначительной реконструкции пустовавших помещений. Один из «плюсов» здесь – более оперативное управление и второе – эффективное использование муниципального имущества. За счет сдачи в аренду освободившихся помещений по Ленина, 4-А  планируем получать до 800 тысяч рублей в год – эти деньги идут также в бюджет района. Да, эти изменения не имеют промышленных масштабов, но не будем забывать, что копейка рубль бережет, поэтому призываю всех руководителей тщательно пересмотреть все неэффективные расходы. 

3. О  работе комиссий.  Активно работала Межведомственная комиссия по легализации объектов налогообложения, в которую входят  все  заинтересованные надзорные органы – представители налоговой  инспекции, Пенсионного фонда, отдела экономической безопасности полиции, управления труда и социальной защиты населения, подразделений  районной администрации. В целом за год на комиссию были приглашены более ста физических и юридических лиц, имеющих задолженность по налоговым обязательствам и взносам в Пенсионный фонд. Результатом работы комиссии стали сотни тысяч возвращенных рублей в бюджет района. Так, только за декабрь, в результате   встреч и бесед на заседаниях комиссии, досрочно была погашена задолженность 29 субъектов  на общую сумму 1 млн.  961 тысяча рублей.

Работа комиссии продолжится и в текущем году.

4. Следующее направление работы администрации в работе с муниципальными финансами – это контроль деятельности МУПов.  Год назад  я обозначил задачу, направленную на  обеспечение эффективной работы муниципальных предприятий и, соответственно, пополнения районного бюджета. На эти цели в течение всего года была направлена работа балансовой комиссии. Велся четкий анализ  финансово-экономической  ситуации на каждом предприятии, обсуждались вопросы и находились пути  увеличения объемов производства, уменьшения затрат, ликвидации имеющихся долгов по ранее взятым кредитам. В  итоге объем производства  на муниципальных предприятиях в  течение 2013 года вырос на 8% (составил 291 млн. рублей), заработная плата - на 6,2 процента и составила 12 246 рублей, но еще  не достигла  среднерайонного показателя ( 22 428 рублей).  Да, ситуация на каждом из МУПов разная в силу объективных причин, но движение уже  есть – и это хорошо. 

Основная задача МУПов -  внимательнее разрабатывать  перспективные  программы  экономической деятельности предприятий, в основе которых должны лежать задачи  сохранения  кадров и    повышения заработной платы.

5. Пятое – нами установлен контроль за исполнением земельного законодательства. В результате деятельности сектора муниципального контроля  администрации в бюджет привлечено  134500 руб. Всего в  2013 году проведено 127 проверок соблюдения земельного законодательства. Выявлено 43 нарушения, привлечены к административной ответственности 33 лица, устранено 8 ранее выявленных нарушений земельного законодательства.

6. Муниципальные закупки  - еще один инструмент для эффективного расходования бюджетных средств. Администрацией района в 2013 году  заключено  80 муниципальных контрактов  на общую сумму  126,7  млн. руб., экономический эффект составил 9,8  млн. руб.

7. Задача пополнения местной казны ставилась перед сельскими поселениями. Увеличение доходной части бюджетов достигнуто  в Буйдинском, Ильчинском, Наурузовском и Сафаровском сельских поселениях, которые добились динамики за счет собственных ресурсов, грамотной расходной политики. В этом же ряду Имангуловский и Кунакбаевский сельские поселения – но эти из разряда «везунчиков», которые получают доходы от земель месторождений. Снизили показатели Ильчигуловский, Кирябинский, Учалинский сельсоветы. В Учалинском сельском поселении  снижение объясняется объективной причиной – произошла переоценка кадастровой стоимости земель, но тогда тем более необходимо было принять меры для нивелирования этого падения, что сделано не было. На уровне 100% отработали СП Миндякский сельсовет и ГП г.Учалы, то есть здесь нет движения. Эти два поселения и отстающие  не использовали имеющиеся резервы, которые есть. 

Шанс получить дополнительные финансовые средства и тем самым решить какую-либо из актуальных проблем территории предоставляется сельским поселениям в текущем году с началом реализации проекта Всемирного банка по поддержке местных инициатив в муниципальных образованиях республики. В настоящее время  принято решение об участии в проекте семи муниципальных районов Зауралья, в том числе и Учалинского.   Каждое поселение, независимо от того, сколько там населенных пунктов, может подавать две заявки. Максимальный объем субсидий на одно поселение - 1,5 млн рублей,  проекты планируется  выполнить уже до конца 2014 года. Местные инициативы могут касаться строительства и ремонта дорог, системы водоснабжения, культурных заведений, детских площадок т.д. Тренинг в нашем районе с участием республиканских ведомств состоится 4 марта. Условия участия  до руководителей поселений доведены, и с сегодняшнего дня вся организационная работа должна вестись в ускоренном темпе, тем более что одним из условий участия является опять же софинансирование, а значит,  предстоит провести собрания с жителями населенных пунктов, подготовить конкурсную документацию. Вся проводимая работа через СМИ будет доводиться до населения. Ответственным должностным лицом за реализацию программы поддержки местных инициатив на территории Учалинского района определен заместитель главы администрации по экономическим вопросам Фаткуллин Фагим Фаритович .

Еще одним источником для решения проблем местного уровня станет грант  -  31 млн. рублей, полученный в республиканском конкурсе эффективности деятельности органов местного самоуправления, как я уже отмечал выше. Деньги будут распределены между всеми сельскими поселениями и городом Учалы. Как и на какие цели будут направлены – жители узнают из средств массовой информации и на встречах информационных групп с населением. Но  деньги еще не гарантируют сами по себе прорыв, с ними надо эффективно работать, поэтому  от каждого руководителя МУПов, бюджетных учреждений, глав местных администраций требуется  четкий алгоритм действий.

Промышленность

Основные итоги деятельности промышленного комплекса я уже озвучил. Фундаментом экономики района по прежнему являются градообразующее предприятие Учалинский ГОК, «Уральские камни», «Завод Техноплекс», «Завод Николь-Пак», «Башкирская золотодобывающая компания», Учалинская швейная фабрика и многие другие. Наш район располагает перспективами для экономического подъема как на основе природных богатств, так и за счет уже имеющегося производственного, инфраструктурного и трудового потенциалов. Поэтому главной задачей здесь является сокращение диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями за счет ускоренного развития последних. Это непросто, но в этом направлении мы уже идем и  будем  двигаться дальше. Здесь хочу отметить, что, как в целом по стране, так и в нашей республике, меняется вектор взаимодействия власти  и бизнес-сообщества – недавно совещание на заданную тему прошло в столице республики.  В советское время было проще - предприятия были государственными, поэтому город, район, республика  и страна  в целом могли выстраивать стратегию своего развития с учетом перспектив развития производства, с учетом того, какие предприятия что и в каком объеме будут производить. Старую систему взаимодействия власти и промышленности мы разрушили, новую не создали. Бизнес-планы предприятий, как правило, индивидуальны, закрыты для властных структур, поэтому предлагаемая система соглашений направлена на  систематизацию взаимоотношений органов власти и предприятий, обмен информацией о прогнозных планах и перспективах развития, совместное определение приоритетных направлений развития. Я также обращаю внимание руководителей на необходимость выстраивания  правильного диалога между органами местного самоуправления и представителями бизнеса. Вы, ваши коллективы, ваши семьи живут здесь и сейчас, пользуются всей инфраструктурой района и необходимость такого взаимодействия неоспорима. Акцентировал на этом внимание и президент республики в Послании: «Руководители, работающие в административной или бизнес-сфере, должны взять на себя обязательства работать для благополучия жителей Башкортостана. Эта позиция включает в себя и социальную ориентированность бизнеса».

Инвестиции

Развитие территории невозможно без привлечения инвестиций. Поэтому приоритетной задачей администрации района  было и остается  привлечение инвестиций в целях  развития ведущих сфер жизни, повышения качества жизни учалинцев. В целом объем инвестиций в основной капитал составил 2 млрд. 176 млн. рублей, что на 302 млн. руб. больше предыдущего года.  Значительная часть инвестиций – собственные средства предприятий. О реализуемых инвестпроектах мы подробно говорили и показывали в средствах массовой информации в прошедшем году, повторяться не буду.  Отмечу, что все проекты в процессе реализации. Открытие нового производства на «Техноплексе» было отложено в связи с недопоставкой оборудования  подрядчиком, тем не менее весной новый цех планирует начать выпуск продукции.

Сложнейшая, но необходимая району задача поэтапного возрождения строительного комплекса была поставлена мною в отчете  два года назад.  О первых результатах - открытии нового производства на базе  ЗЖБИ -  мы говорили осенью, но данные помещения инвестору не подошли, поэтому принято решение о размещении цеха по выпуску сэндвич-панелей на территории,  прилегающей к Уральскому горно-металлургическому альянсу (возле бывшего завода «Лесмаш»)  Как вы помните,  в ходе своего визита  в честь 50-летия города  в августе  прошлого года президент республики также отметил о необходимости возобновления в Учалах выпуска собственной строительной продукции. Таким образом, реализация поручения главы республики также начата.   

Строительная сфера

            Тема строительства жилья всегда актуальна. За отчетный год темпы сдачи жилья в районе снизились: за счет всех источников финансирования построено 129 квартир и 246 домов общей площадью 23 036 кв. метров или 88,1%  к уровню 2012 года. Без создания своей строительной отрасли поднять темпы жилищного строительства буде нелегко.

Администрацией выполняется задача макс?